Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Мать городов русских (домонгольский Киев).

В X-XIII вв. именно Киев был сначала столицей Древнерусского государства, а потом великокняжеским городом, первым среди равных, за обладание которым ломали копья князья Юго-Западной (Галичской) и Северо-Западной (Владимиро-Суздальской) Руси. Каждый второй «сидевший» в Киеве князь – это отдельная и славная страница истории. Князь Игорь и княгиня Ольга, Владимир Святой («Красное Солнышко» русских былин), Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий – перечислять можно долго. Здесь в темнице сидел «вещий князь» Всеслав Полоцкий. В Киев, к Богородице Пирогощей, приехал поклониться бежавший из половецкого плена князь Игорь. Здесь находился и духовный центр, резиденция митрополита. Хронист Титмар Мерзебургский уже в начале XI в. говорит о городе с 400 церквями, 8 ярмарками и «неведомым количеством» людей. К началу XIII в. город украшали десятки каменных построек. 6 декабря 1240 г. великокняжеский Киев был разгромлен ордами Батыя. Можно долго спекулировать на тему русско-татарского симбиоза, но факт остается фактом: огромное количество братских могил с порубленными скелетами, пожарище, богатейшие клады ювелирных изделий, зарытых своими погибшими хозяевами и обнаруженных только современными археологами – все это свидетельствует о страшном разгроме. После этого удара Киев уже не поднялся. В 1300 г. митрополит переносит свою резиденцию во Владимир на Клязьме. Пользуясь ослаблением Руси, к её землям протянули руки западные и северо-западные соседи - литовцы, поляки, венгры. Вошедший сначала в державу Льва Даниловича Галицкого, около 1300 г., Киев переходит к путивльским князьям (вассалам Орды), у которых его и отбирает в 1362 г. усилившееся Великое княжество Литовское. Наступает эпоха упадка.

Возродившийся в XVII-XIX вв., под державной дланью московских царей и российских императоров, город скрыл от нас многочисленные руины древнего Киева. Удивительной прочности плинфяные стены храмов разбирались на строительные материалы, в лучшем случае – перестраивались до неузнаваемости, жалкие остатки фундаментов закатывались под асфальт. Ещё и сейчас, порой при строительных работах археологи находят фундаменты древних церквей, названия которых давно забыты. Так, в 2003 г. на Подоле, на углу улиц Юрковской и Фрунзе, были обнаружены остатки украшенной фресками четырехстолпной церкви первой половины XII в., сложенной из плинфы. И все же для того, чтобы увидеть сейчас стены храмов XI-XII вв, любознательному туристу не стоит углубляться под землю или смотреть под ноги. Несколько великолепных архитектурных памятников великокняжеского Киева украшают город и по сей день.
К счастью, сохранилась святыня древнего Киева, главный храм Руси - Святая София. Сейчас это национальный заповедник «София Киевская», находящийся в центре современного города. Традиционно постройка храма относилась приблизительно к 1037 г. и связывалась с именем Ярослава Мудрого, который «украсил её золотом и серебром и сосудами церковными, в ней же обычные песни Богу воздают в годы обычные». В настоящее время более аргументированной выглядит другая версия, связывающая постройку храма с правлением Владимира Святого и относящая его освещение к 1011 и 1018 гг. Это огромный 13-купольный пятиалтарный храм, окруженный двумя рядами галерей, из которых внутренняя является двухъярусной. Внешний вид Софии с тех пор несколько изменился, на стенах появились новые наличники (кстати, выполненные в традициях московского зодчества XVII в.), лепнина, над главами вознеслись причудливые барочные купола. Этим мы обязаны небезызвестному гетману Ивану Мазепе, восстановившему храм на рубеже XVII-XVIII вв. Впрочем, восточная часть собора была восстановлена уже киевским митрополитом Петром Могилой в 1630-х – 1640-х гг. Но под изящным барочным декором практически полностью сохранились стены XI в., а в интерьере – богатейший комплекс мозаик и фресок. Особенно интересны и необычны фрески светского содержания – портреты семьи князя Владимира и подробный живописный рассказ о помолвке Владимира Киевского и византийской принцессы Анны в 987/988 гг. Здесь и сам константинопольский ипподром, и колядники, вносящие в царские покои свиную голову, и музыканты с акробатами, и святочные игры – борьба воинов с псоглавцем и медведем. Но самое яркое впечатление оставляет вздымающая руки Богоматерь Оранта (то есть молящаяся) в главной апсиде храма, не отрывающая от нас своих огромных нечеловеческих испытующих глаз. Как говорят, пока стоит Оранта – будет стоять и Киев. И рядом – удивительно лирическое и человеческое Благовещение, с печальной и покорной Девой Марией. Проходя по низким, но удивительно уютным и домашним галереям храма, словно вылепленным от руки, посмотрите на стены - на уровне человеческого роста они покрыты бесчисленными граффити, надписями и рисунками людей XI-XII вв. В них говорится о громе, о смерти Ярослава Мудрого, о мире между князьями, о покупке княгиней «Бояновой земли», о многом другом. С древней штукатурки, как будто бы отдающей намоленное в этих стенах тепло, звучат голоса давно ушедших людей.
София Киевская
Вторая святыня древнего Киева – Киево-Печерский монастырь. Это, в первую очередь, Ближние и Дальние пещеры, с мощами создавших их знаменитых подвижников, многочисленными коридорами, подземными церквями. Основан монастырь был около 1051 г. святителем Илларионом (позже митрополитом Киевским), несколько позднее здесь поселились преподобные Антоний, Феодосий и их сподвижники. Среди погребенных в пещерах назовем священномученика Кукшу, крестившего вятичей (древнее славянское население Московской, Тульской, Калужской и Рязанской областей), преподобного Алипия-иконописца, первого известного нам по имени древнерусского художника, преподобного Илью Муромца, прославленного в былинах Киевского цикла, преподобного Меркурия, епископа Смоленского, отразившего, по легенде, напавшие в 1238 г. на Смоленск орды Батыя. К сожалению, лишь малая часть пещер доступна для обозрения, а бесконечное шествие многочисленных паломников не позволяет остановиться и побыть наедине с историей Руси, у истоков русского православия.
Комплекс Киево-Печерской Лавры огромен, но большинство сохранившихся построек относится уже к XVII-XVIII вв. От XII в. (около 1108 г.) почти без изменений дошла только надвратная церковь Троицы, одно из немногочисленных сооружений такого типа на Руси. Впрочем, главные фасады храма и его завершение в 1718-1744 гг. покрылись барочным декором и росписью. Чтобы увидеть первоначальные стены храма, надо, войдя в Лавру, повернуть направо и зайти в маленький дворик. Здесь и откроется лаконичный и благородный южный фасад храма XII в. Успенский собор Лавры, как его называли, Великая церковь (1073-1089 гг.), к сожалению, почти не дошел до нашего времени. Его древние стены, покрытые, как обычно, барочным декором, были взорваны 3 ноября 1941 г. До сих пор остается неизвестным, кто стоял за этим взрывом и можно ли было его предотвратить. Скорее всего, храм был заминирован отступающими советскими частями, а немецко-фашистские оккупанты, узнав о готовящемся взрыве, эвакуировали население Лавры, но не стали разминировать собор. Сохранился только юго-восточный угол здания и его фундаменты. В 1998-2000 гг. Великая церковь была восстановлена в формах XVIII в., что надо признать вполне правомерным. Ансамблю Лавры вернули его доминанту, Киеву - украшение великолепной панорамы города, а верующим – святыню.
Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской Лавры
Успенский собор Киево-Печерской Лавры
Рядом с Лаврой, возле валов крепости XVIII в., частично сохранился ещё один храм начала XII в. – церковь Спасо-Преображения в древнем великокняжеском селе Берестово. Именно здесь находился дворец Владимира Святого, а в начале XII в. только что построенный храм стал усыпальницей семьи Владимира Мономаха. В нем, в 1157 г., был погребен Юрий Владимирович Долгорукий, легендарный основатель Москвы. Разрушенный храм был восстановлен в XVII-XVIII вв., но не полностью, только в своей западной части. От более чем двух третей здания XII в. остался только фундамент…
Церковь Спаса в Берестове
От Лавры пешком можно дойти до другого архитектурного памятника XI-XII вв. – Михайловского собора Выдубицкого монастыря (построен был около 1070-1088 гг.). Храм тоже сохранился не полностью – его восточная часть ещё в XVI в. рухнула в Днепр. Опасность, грозящую зданию, заметили ещё в древности: в 1199 г. зодчий Петр Милонег воздвиг подпорную стену перед храмом. В XVII-XVIII вв. (основные работы выполнены в 1766-1769 гг.) Михайловский собор восстановили. Сейчас это одно из самых спокойных и красивых мест Киева, скрытый деревьями ансамбль монастыря редко посещается туристскими группами.
Михайловский собор Выдубицкого монастыря
Из всех киевских храмов второй половины XI - XII в. лучше всего, бесспорно, сохранился собор Кирилловского монастыря, также находящийся на окраине старого города. Храм был построен около 1139-1146 гг. великим князем Всеволодом Ольговичем, отцом киевского князя Святослава, одного из героев «Слова о полку Игореве». Здесь можно увидеть один из наиболее сохранившихся ансамблей фресковой живописи Руси XII в. Фрески поблекли, в них надо всматриваться, и тогда проступают благородные византийские лики, сдержанные и выразительные движения святителей и воинов. Неожиданный для обыденного представления об искусстве византийского мира образ можно увидеть в нартексе (западная часть храма) – ангел Страшного Суда, сворачивающий небо в свиток. Поразительно, что с фресками XII в. прекрасно сочетаются украшающие храм росписи и иконы работы М. Врубеля (1884-1885 гг.), как оказывается, прекрасно изучившего византийское и древнерусское искусство. Одно время Кирилловский монастырь по своей славе и богатству соперничал с Софией Киевской, но сейчас это тихий и уютный храм-музей.
Кирилловская церковь
Ещё не так давно столь же уютным и наполненным ощущением подлинности и человечности местом были руины Золотых ворот, построенных Ярославом Мудрым около 1037 г. Стоящие на небольшой горке (остатки валов), подпертые контрфорсами и окруженные деревьями древние стены видели княжеские полки и орды Батыя. Увидеть эти стены сейчас не так-то просто – в 1982 г. над ними был построен макет Золотых ворот в натуральную величину - таких, какими их не видел уже никто из путешественников, оставивших зарисовки этого исторического места в XVII-XIX вв. Излишне говорить, что все реконструкции этого здания могли быть только гипотетическими. К сожалению, киевлянам и гостям города была навязана именно такая гипотеза, уместная лишь в каком-нибудь Диснейленде, причем, на мой взгляд, не самая качественная.
Золотые ворота
Эпидемия новоделов продолжилась и в постсоветские годы. В 1998 г. на Подоле была «восстановлена» церковь Богородицы Пирогощей, снесенная в 1935 г. Причем восстановили её не в известном по старым фотографиям перестроенном виде, а так, как могла бы она выглядеть в XII в. Среди поздней застройки Подола появился совершенно не сочетающийся с окружающими зданиями макет.
Церковь Богородицы Пирогощей
Напротив Софии Киевской в 1998-2000 гг. появился ёщё один новодел – взорванный в 1937 г. собор Михайловского Златоверхого монастыря (построен в 1108-1109 гг.). Впрочем, в этом случае появление нового здания не испортило Киев – храм стал противовесом Софии Киевской, между двумя ансамблями появилась огромная улица-площадь, по-новому организующая городское пространство. Возродился и Михайловский монастырь, отдельные здания которого все же пережили разрушения советской эпохи.
Собор Михайловского Златоверхого монастыря
Полагаю, что даже то немногое, что удалось рассказать и показать мне в этом очерке, дает представление о величии «матери городов русских», славной столице Древней Руси – Киеве.


Колокол 1705 года более 1,5 метров в диаметре.
Путь наверх
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments