Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Все флаги в гости будут к нам.

Это сейчас миллионы граждан Украины отправляются в Европу и на Балканы в поисках любых, даже самых сомнительных заработков, а два века назад все было наоборот. Земли Новороссии и Бессарабии осваивались представителями многих народов. Дикое Поле превращено в плодоносящую житницу теми, кто хотел свободно обрабатывать землю и забыть о голоде.
«Все флаги в гости будут к нам»

Екатерина Великая 4 декабря 1762 года издает манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». В нем, в частности, говорилось: «Мы Всемилостивейше сим объявлением, что… иностранных разных наций, кроме Жидов, благосклонно с Нашею обыкновенною Императорскою милостию на поселение в Россию приемлем и наиторжественнейшим образом утверждаем, что всем приходящим к поселению в Россию Наша Монаршая милость и благоволение оказывана будет…» Вскоре выходит следующий манифест от 22 июля 1763 года «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах» (на снимке). Он переселенцам гарантировал отправление обрядов по их вере, свобода от платежа податей на определенное число лет, отвод земель в достаточном количестве, свобода от военной службы и невмешательство чиновников во внутреннюю их юрисдикцию.
Для заведования делом колонизации и устроенными колониями манифестом 1768 г. была учреждена в Петербурге «Канцелярия опекунства иностранных», имевшая «власть и преимущества, равные против государственных коллегий». В 1797 году император Павел учредил при сенате особую «экспедицию государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства», для высшего заведования колониями, изъятыми из ведения общих учреждений. Она в 1802 году присоединена была Александром І к министерству внутренних дел, а при передаче колоний в ведение министерства государственных имуществ совсем упразднена. Для управления колониями на Юге России, в губерниях Таврической, Херсонской и Екатеринославской, учреждена была в Екатеринославе новороссийская (позже — екатеринославская) контора опекунства иностранных, а затем конторы одесская и бессарабская. Они просуществовала до 1833 года.

В 1804 году «решено было допускать к переселению в Россию и к водворению на казенных землях исключительно хороших земледельцев, садоводов и скотоводов, а равно мастеровых, полезных в сельском быту, если каждый из них имеет в наличном капитале или товаре не менее 300 гульденов». Число переселенцев ограничено было 200 семейств в год, которым уплачивалось только за суда или подводы, для колоний назначен Новороссийский край, по возможности ближе к портовым городам Одессе и Феодосии, на хозяйственное обзаведение выдавалась ссуда в 300 рублей, а кормовые выдавались до первого урожая. Льгота в податях и повинностях предоставлялась только на десять лет. В 1819 году последовало Высочайшее повеление о прекращении вызова иностранцев, и далее каждая партия вновь прибывших допускалась отдельным императорским указом.
Уголок Швеции
Шведы, проживавшие на острове Даго (сейчас о. Хийумаа, Эстония), были отправлены на земли Новороссии во времена Екатерины II. Некоторые исследователи считают, что переселение было вынужденным, другие полагают, что обещанные бедным крестьянам богатые земли и готовые дома были выгодным предложением. В пути погибла почти половина из отправившихся на юг в августе 1782 года 1200 шведов. По прибытии на место они не обнаружили никаких обещанных им домов, и в результате, согласно приходским записям, в марте 1783 года в Старошведском проживало лишь 135 человек.
Несмотря на то, что шведские колонисты могли сами выбрать участок земли, они не стали заниматься сельским хозяйством, а обратились к привычной веками рыбалке. В 1794 году в Старошведское были переселены ещё 30 шведов, захваченных в плен после войны с Густавом III. Однако в селе не было ни пастора, ни школьного учителя, а население его сокращалось.
В 1804 году в том же районе были основаны немецкие поселения Шлангендорф, Мюльхаузендорф и Клостердорф (сейчас все они, как и Старошведское, входят в состав Змеевки, получившей название от немецкого Шлангендорфа). В результате шведы оказались в меньшинстве, что приводило к конфликтам с немцами. В 1860 году все четыре деревни были объединены в один приход, а это лишь усугубило конфликты: пасторами были немцы-сектанты, а шведы оставались в лютеранской вере. Конфликт усугублялся тем, что с 1860-х годов растущему населению стало не хватать плодородной земли. Тогда началась эмиграция из Старошведского в Канаду.
В Швеции и проводился сбор денег и других пожертвований, в результате в 1885 году в селе была открыта заложенная в 1882 году шведская церковь (на снимке, ныне в ней православный храм). В Старошведское слали литературу на шведском языке (в основном старые нравоучительные и религиозные книги: в 1908 году в библиотеке было всего около ста «достойных чтения томов»). Преподавание в школе велось на русском, но существовали также уроки родного языка и катехизиса на шведском (правда, в 1908 году платили учителю-шведу «крайне плохо»).
После революции шведские колонисты попросили разрешения покинуть Советскую Россию и отправиться домой, в Швецию. 1 августа 1928 года 881 житель Старошведского прибыл в Швецию, а в 1929 году несколько семей вернулись а Украину и основали небольшой колхоз «Шведкомпартия». Однако Голодомор заставил выживших жителей Старошведского вновь подумать о переезде в Швецию, и некоторые подписали соответствующее ходатайство, после чего 20 человек были арестованы ГПУ, пятеро были отправлены в тюрьму. Сейчас в деревне осталось около 200 человек, сохранивших шведское культурное наследие, из них менее 20 носителей шведского языка. Существует общество потомков жителей Старошведского, члены которого живут и в Швеции, и в Канаде, и в России.
В честь побед
Степные городки, основанные немцами-колонистами на Одесщине в 1810—1830-х годах, получали свои имена в память побед российского оружия в наполеоновских войнах. Таковы Тарутино, Малоярославец, Бородино, Лейпциг, Фершампенуаз, Париж, Теплиц и другие. Арциз — напоминание о битве при небольшом французском городе Арси-сюр-Об, то есть Арси на речке Об, притоке Сены, в Шампани. В Буджакской степи Бесарабии появился одноименный населенный пункт — Арсис, Альт-Арсис, Арциз или Арси-на-Чаге, маленькой пересыхающей речушке. Именно здесь и было выделено около пяти тысяч десятин земли немецким переселенцам. Даровав новоселам землю, избавив от налогов и рекрутской повинности, государство самоустранилось от их проблем. Главный начальник края герцог де Ришелье писал: «Не будем слишком регулировать». Никому и в голову не приходило диктовать колонистам, что конкретно и когда они должны посеять, как распорядиться урожаем, любой аграрной продукцией. Именно поэтому вюртембержцы, мекленбуржцы и выходцы из других германских княжеств на пустом месте создать настоящий райский сад. Немецкие колонисты поселились на территории Крыма в начале XIX века. Выходцами из Цюрихского кантона, Вюртемберга, Бадена, Прирейнской Баварии, Нассау и других мест были основаны колонии на Крымском полуострове: Судак (1804 г.), Цюрихталь (1804 г.), Гейльбрюн (1804 г.) в Феодосийском уезде; Нейзац (1804 г.), Розенталь (1805 г.), Фриденталь (1805 г.), Кроненталь (1810 г.) в Симферопольском уезде. В материковых уездах губернии колонисты селились, в основном, по берегам реки Молочные Воды: на левом берегу — меннониты, на правом — католики и лютеране.
Ко времени Крымской войны немецкие колонисты Таврической губернии составляли около 7 % ее населения и были третьей по численности группой населения после татар и русских. Они оказали большую помощь российской армии, поставляя бесплатно или за минимальную плату фураж, продовольствие, подводы и лошадей для доставки боеприпасов, продуктов, обмундирования, перевозки раненых. В источниках отмечается особая прочность и удобство повозок немецких колонистов. Много раненых было принято колонистами на свое попечение, содержалось за их счет.
За помощь армии колонисты получили письменную благодарность генерал-интенданта Ф. Затлера и губернатора Таврической губернии Г. В Жуковского, который писал, что «по чувствам справедливости немецкие колонисты, отличившиеся в Крыму своею преданностью и содействием военным обстоятельствам, всегда найдут в нем самого ревностного ходатая перед высшим начальством». Особо отличившиеся были представлены к государственным наградам.
Ныне на месте колоний живут украинцы. И раскулачивание, и Голодомор, и депортации 1940-х годов очистили Бесарабию, Новороссию и Крым от трудолюбивых земледельцев. Вот это и есть геноцид.
«Место отдохновения и благополучия…»
Массовое переселение болгар началось после войны 1806—1812 гг., когда к России по условиям мирного договора отошла Бессарабия. Сюда, на новые российские земли, бежали участники выступлений против турецких властей, те, кто воевал на стороне России в болгарском войске либо оказывал содействие русской армии. В 1809 году несколько тысяч болгарских семей перебрались в Молдавию и Валахию, а оттуда — в Южную Бессарабию, в степной Буджак, под защиту находившихся там войск П. Багратиона. Задунайцев освободили от уплаты всех повинностей «яко обывателей ещё не оседлых».
8 сентября 1815 года представители поселенцев передали командующему 2-й армии Л.Л.Бенигсену прошение, в котором требовали поселить их всех вместе компактно на одних землях и «дать им хорошего начальника». Весной 1816 г. граф П. Д. Киселёв совершил объезд Бессарабии и попросил направить туда генерала И. Н. Инзова (на рис), чтобы использовать его особую популярность среди болгар. В начале мая 1818 г., когда Александр I совершал объезд Бессарабской области, депутация болгар-переселенцев добилась с ним встречи и изложила свои требования, передав «Прошение болгар». К ноябрю в Бессарабии произвели перепись переселенцев — их оказалось 27 062 человека. После удачной для России русско-турецкой войны 1828—1829 гг. в Бессарабию переехали 25 тыс. болгар и гагаузов.
Получив назначение на должность председателя попечительного комитета иностранных поселенцев Южного края России весной 1818 г., Инзов занимал этот пост до своей кончины в мае 1845 г., т.е. в течение 27 лет. Генерал собственноручно распланировал застройку «столицы» болгар-переселенцев — города Болграда (существует мнение, что идея названия также принадлежала ему) и часто приезжал, чтобы проконтролировать, как идут дела. Он вложил свои средства в строительство болградского собора. Известны его добрые отношения с А.С.Пушкиным — Инзов опекал опального поэта в южной ссылке. Пушкин полюбил генерала, считал его вторым отцом, ласково называл «наш Инзушко» и говорил, что тот «...имеет чувства благородны». Приязнь генерала к поэту была взаимной. Будучи обязанным сообщать в Петербург о поведении ссыльного, генерал пишет в одном из таких официальных ответов: «Пушкин, живя в одном со мною доме, ведёт себя хорошо и при настоящих смутных обстоятельствах не оказывает никакого участия в сих делах».
А после смерти Инзова болгары добились от Николая I разрешения перезахоронить прах попечителя в Болграде. Двести вёрст, сменяя друг друга, они несли гроб с его останками из Одессы в Болград, а от ворот кладбищенской ограды до склепа в церкви Св. Митрофания болгарские юноши «...на коленях понесли его, сменяя друг друга, до места, где должен был уже навсегда отдохнуть их наивернейший защитник, и наищедрейший добродетель на этой новой, теперь уже родной для большинства, земле...». Память об «отце болгар» жива в Бессарабии по сей день: центральная улица города Болграда — Инзовская, в центре города — памятник российскому генералу.
Болгары жили большими семьями, по 3—4 поколения под одной крышей, возраст за 80 лет был обычным в их колониях. Они владели искусством отыскивать воду, что также помогло выжить в безводных буджакских степях. Сеяли в основном пшеницу и кукурузу. С особой любовью занимались огородничеством. Из Болгарии переселенцы привезли и стали выращивать капусту, огурцы, фасоль и другие овощи. Занимались садоводством, виноделием, шелководством, выращивали табак... К 1847 г. почти во всех болгарских колониях были учреждены школы для мальчиков, в Болграде — небольшая школа для девочек. Семьи держались на трёх основаниях: привязанности к христианству, любви к русскому государю и уважению к семейной иерархии. В домах — изобилие икон, рядом с которыми — с одной стороны портрет русского царя, а с другой — генерала Инзова.
Болград принадлежал Румынии с 1856 по 1878, с 1918 по 1940 и с 1941 по 1944, затем включён в состав Украинской ССР. И сегодня он остается центром болгарской культуры в Украине.
Дмитрий Губин
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments