Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Кто от кого бежит или что общего у двух окраин?

Война – это война. Нет в ней - и не может быть ничего хорошего. Самый патриотичный героизм – лучше бы обойтись без него. Даже то, что добро в конце концов всегда сильнее, чем зло – лучше не проверять на военном оселке.

Всё еще хуже: сильнее всего война бьет по тем, кто к ней имеет меньше всего отношения. Дети, старики, женщины…

Вторая мировая… Три совсем разных книги о ней… Три цитаты… Три исхода…

«Вижу как сейчас: шоссе под Оршей -- вторая неделя войны. Беженцы, подводы с барахлишком, инвалидами и стариками, обозы с ранеными. Воронки от бомб, трупы на обочинах. Гонят скот, вывозят машины, станки, и бредут, бредут навьюченные даже дети, тащатся из последних сил - только бы уйти от немца. Плач, рев, растерянность, неразбериха, самые невероятные слухи, десанты и диверсанты. А немецкие самолеты ходят по головам, что хотят, то и делают», И.Богомолов, Момент истины.

«Между тем в Хайлигенбайль стали поступать потоки беженцев из всей Восточной Пруссии. Колонны, которые двигались с четырех сторон, стояли часами и даже целыми днями на том же самом месте, так как переход по льду залива был труден. … С ближайших строек притащили лес для перекрытия полыньи, что в конце концов удалось. … В начале переправы разыгрались ужасные сцены, когда большой полицейский наряд принудил владельцев телеги выбросить имущество и запас продуктов, которые они загрузили, чтобы посадить туда женщин и детей. Таким образом, на лугах поблизости лежали горы новых кроватей, белья, предметов первой необходимости, продуктов питания и т.п. Рядом с колонной день и ночь шли бесконечным потоком по направлению к косе люди с мелкой или более крупной пок­лажей, женщины с детскими колясками и детьми, служащие почты и железной дороги в форме.» Война Германии против Советского Союза в 1941-1945, под ред. Р.Рюрупа

«Каких украинцев, тетя? - спросил Хранчок у Терезы, когда мать закончила свой рассказ.

- А тех самых, что на возах! Вся дорога была полна возами, даже за селом. Много-много возов! А на возах - дети, женщины, парни! Ой беда - так беда... Откуда, говорят, едут-то на тех возах! Боже милостивый, говорят, уж зима скоро, а они все едут и едут. Это так наши люди их спрашивали. ... Кони у них... Они сена у людей просили. Одежду теплую просили, кто мог - дал им пальто какое. Вроде от русских (Rusmi) бежали. Как так? Сами русские (Rusi), а от русских бегут? Кто бы такое понял? Вроде как русские их победили. В селе так говорили», J. Hronsky, Svet na Trasovisku

Постойте-постойте? А если разобраться, кто от кого бежит?!


…Бегут от чужих, бегут от того, кто не может стать своим никогда, кого боятся больше, чем утраты своего дома и родины.

В первом отрывке рассказывают о русских, белорусах, евреях – бегущих от наступающей фашистской армии.

Во втором о немцах - бегущих от наступающей Советской армии.

А в третьем? По тексту получается рассказ об украинцах, бегущих от наступающей русской армии… Более того, страшной для них не тем, что она Советская, а что именно русская…

Странно. Как-то по-другому я представлял встречу наших войск под Харьковом, в Киеве или в Одессе. Может, меня обманывала советская пропаганда? Не встречали Советскую Армию в Киеве - как освободительницу? Как свою? Давайте лучше пока разберемся с теми, о ком рассказывала пожилая словачка!

Эта часть истории войны у нас освещалась не слишком подробно. Кому интересно рассказывать, что действительно не только немцы бежали от нас, как от чужих, но и то, что некие украинцы воспринимали нас как настолько не «своих», что уходили от нас вместе с фашистами – семьями, толпами, забивая возами дороги… Может быть это только украинские коллаборационисты? Ведь среди любого населения оккупированных территорий, и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и возле упомянутых Харькова, Киева, Одессы были люди, служившие нацистам, замаравшие себя кровью своих соотечественников и поэтому не имеющие выбора – кроме как уйти вместе с оккупантами. Только вот описание словацкой женщины об исходе несчастных беженцев явно показывает, что не только о военных сообщниках немцев идет речь.

Словацкие исследователи попытались разобраться, кто же бежал в Словакию вместе с отступающими немцами через границу Западной Украины в 1944-м.

Сначала о том, сколько их было. Михал Смигел сообщает, что в конце августа 1944-го в Словакии скопилось 19-19,5 тысяч гражданских беженцев с востока. Петер Мишко говорит, что их число уже летом было еще больше - до 30 тысячах украинских беженцев. В украинских статьях мне встречалась цифра и в 50 тысяч беженцев…

Кто эти люди? Да, среди них были те самые коллаборационисты, но ведь у людей есть еще и пол, национальность, социальная принадлежность. Здесь нам помогает хваленый немецкий порядок – большинство этих людей было зарегистрировано, что позволяет говорить о некоей статистике. К сожалению, словацкие историки пока снабдили нас более качественными, чем количественными характеристиками. Удовольствуемся ими. Итак…

Национальность – большинство украинцы.

Место исходного проживания – в основном Западная Украина, а в ней - Галиция.

Вероисповедание – преимущественно греко-католики

Разбираясь в статистике дальше, словаки обнаружили, что в страхе перед наступающими «нашими» войсками галичане бежали за «своими» немцами в гости к «своим» словакам целыми семьями, целыми организациями, целыми институтами. Именно институтами – например, со Львова, с Тернополя, со Станислава… Бежали учителя, студенты, работники местных учреждений, священники и церковные старосты, профессора, инженеры, врачи, адвокаты, юристы, представители культуры, экономисты, бухгалтеры, банковские работники… С ними их семьи и родня… В перечислении отсутствуют люди физического труда, зато в полной мере интеллигенция – носители национальных идей и самосознания.. (B здесь бесмысленно говорить, что все они или сами участвовали в преступлениях или были членами семей преступников и бежали следом. В любом случае эти люди боялись своих же украинских и советских больше немцев и фашистов - тоже не демократов).

Были в списках, конечно, и украинские националисты, и семьи эсэсовцев из дивизии «Галиция», и прочие хэрои с родней. Однако, речь сейчас не о них. Массовый исход национальной интеллигенции из Галиции в страхе перед приближающейся армией, чьи части где на треть, а где и на две трети состояли из бойцов, призванных на Слобожанщине, Надднепровье, Новороссии, даже Правобережье – вызывает у меня смутные подозрения. Не могут эти люди быть настолько чужими, чтобы галичане, гордо именующие себя истинными и свидомыми украинцами, бежали в панике от таких же своих украинцев - причем бежали вместе с немцами и к немцам! К якобы чужим и оккупантам, по теории сегодняшнего преподавания истории про УПА и Ко… К якобы чужим – от якобы своих, как это четко подметила тетка-словачка (помните цитату в начале статьи?)… Хуже того, тетка назвала бездумно этих украинцев – русскими, о чем сейчас свидомый украинец, боящийся теории о триедином русском народе как огня, даже подумать страшится.

Некто Гумилев ввел в обращение понятие «комплементарности этносов». Другими словами системы распознавания «свой-чужой» для народов. Мне кажется, что война расставила всё по полочкам - в этом смысле. Когда этносу плохо, он бежит от чужих к своим. Потоки беженцев с восточной Украины были направлены на восток – от врагов-немцев к братьям-русским. Потоки беженцев с Галиции – от вторгающейся вражеской русской армии на запад, к братьям-немцам, к братьям-австрийцам, братьям-словакам, братьям-венграм. Даже приход брата-украинца с востока вызвал у галичан только архетипический ужас. Этническая комплементарность – это увы! – чувство не сознательное, а подсознательное. Оно не воспитывается, оно впитывается с молоком матери. Когда две части одного этноса теряют взаимную комплементарность – этнос распадается.

Есть хорваты – и есть сербы. Жаль, но этот южнославянский этнос распался. Есть галичане - и есть остальная Украина. Жаль…(И снова небольшое дополнение. Если мне не изменяет память, в 1947 году был приказ по УПА с требованием "выселять в 48 часов с подконтрольных территорий всех прибывших из Восточной Украины в 48 часов. Иначе - уничтожать". Документ известный и найти его даже в сети не сложно - он из украинских архивов. Это документальное подтверждение того, что не Советская власть, не НКВД или ещё кто-то был врагом галичан. К таковым боровшиеся за свои идеалы бандеровцы относили восточноукраинцев. И с тех пор ничего не изменилось. Сегодня президент жалуется, что ему достался "не тот народ", а его потомки бандеровцев прямо говорят о Восточной Украине, как о "пятой колонне". Тимошенко и вовсе предлагала огородить Донецкую и Днепропетровскую область колючей проволокой. И хотя она сама оттуда родом, но разделяет взгляды западноукраинцев.

Использованы материалы из статей: «Ukrajinskí, poľskí a ruskí utečenci na slovensku na konci druhej svetovej vojny», Peter Mičko и «Рríchod ukrajinských utečencov na slovensko v roku 1944, ich štruktúra a rozmiestnenie v republike», Šmigeľ Michal

Tags: История Украины, Национализм
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments