Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Уголек в штаны

Кузбасский крупный бизнес пошел в штыковую на Российские железные дороги и Якунина. Суть в том, что с 2015 года правительство собирается увеличить тарифы РЖД на 10%. Причины очевидны - это и гражданская война на Украине (резко снижен грузооборот и пассажирские перевозки), и ситуация в экономике (уменьшилось количество перевозимых грузов).

В России объективно из-за огромных расстояний проблемой №1 являются дороги (дураки тоже, но с ними вопрос отдельный). В развитие дорог необходимо ежегодно вкладывать огромные деньги, что и делается, в том числе и РЖД. Кузбасские угольщики же традиционно пытаются проблемы отрасли решать за счет РЖД, конфликт с которыми длится не первый год.

Например, в 2008 году губернатор Кемеровской области Тулеев жалуется президенту, что РЖД не поставляет под уголь вагоны, из-за чего отрасль несет убытки. Следует грозное распоряжение обеспечить ежесуточную подачу 8 тысяч вагонов под отгрузку кузбасского угля, которое РЖД выполняет. В результате, уже по факту выясняется, что Кузбасс сокращает отгрузку угля и общий недогруз за 19 дней ноября составляет почти 25 тысяч вагонов, то есть около 1,5 млн тонн угля.

Очевидно, что в ситуации виновны угольщики, которые не учли, что металлурги сократят потребление коксующегося угля и необходимость в таком количестве вагонов отпадет. Якунин и РЖД выполнили заявку, а обеспечена она или нет – решают поставщики, исходя из заявок, о которых РЖД не знает и знать не может.

В последующем,  претензии администрации Кемеровской области к РЖД и лично к Якунину продолжались. Иногда они носили откровенно популистский характер. Например, в прошлом году были выдвинуты претензии в том, что «дорога не предоставляет бесплатный проезд сиротам, в том числе детям погибших шахтёров, до мест летнего отдыха; отказывается от участия в акции «Сто квартир для детей-сирот». Кроме того, начальник дороги требует деньги за «перевозку гуманитарного угля», который выделяют для малообеспеченных граждан.

Казалось бы, что-то в этом есть. Но соль в том, что губернатор с многолетним стажем прекрасно знает, что РЖД не имеет права самовольно менять тарифы и не взимать деньги за перевозку отдельных видов грузов и/или людей права тоже не имеет.

«Мы всегда чувствовали себя социально ответственной компанией и всегда помогаем там, где можем. Но действовать мы будем в соответствии с законом и принципами организации работы железнодорожного транспорта. РЖД – законопослушная компания, тарифы устанавливаются государством. Ни президент компании, ни тем более начальник дороги не имеют права отменять их», - ответил губернатору Якунин.
При этом как раз ведомство губернатора виновно в том, что за 2011–2012 годы область задолжала перевозчику свыше 200 млн руб., а суммарный долг с учётом 2013 года приблизился к 800 млн.

То есть конфликт носит длительный и откровенно популистский характер. В этом году Аман Тулеев выступил защитником интересов крупного бизнеса Кемеровской области, который не хочет платить по новым тарифам. И хотя рядовым рабочим повышение тарифов «фиолетово», именно их решили использовать для достижения своих целей местные хозяйчики.

Они организовали забастовку шахтерского профсоюза. Требуют остановить рост тарифов и отставки Якунина. Это выглядит совершенно прекрасно. Особенно учитывая, что тема тарифов РЖД далека от рабочих Кузбасса… ну, скажем, очень далека. Тем не менее, был даже устроен митинг «возмущенных рабочих» против РЖД. Федерация профсоюзных организаций Кузбасса направила премьеру Медведеву письмо с требованием отставки Якунина. «В конечном итоге это (повышение тарифов) грозит непредсказуемыми негативными последствиями для региона, нарушает хрупкое социальное спокойствие, сложившееся усилиями профсоюзов, работодателей, губернатора и администрации области в Кузбассе», - говорится в письме. Перечень тех, кто «приложил усилия», ясно говорит о заказчиках протеста.

Причем, претензии угольщиков вызывают удивление. Ведь весь 2014 год тарифы на перевозку угля были заморожены. Фактически это означает, что тарифы были снижены приблизительно на 8 процентов (уровень инфляции). А ведь в России на уголь приходится 24,2% железнодорожных грузов, при этом его перевозка убыточна для железнодорожников (http://izvestia.ru/news/558630#ixzz3FeVt3YxI). По итогам 2012 года убытки РЖД от перевозки угля оценивались в 79 млрд рублей. В 2014-м расходы компании были сокращены на 84,9 млрд. именно из-за заморозки тарифов.

При средней себестоимости перевозок 1 т груза на 10 км в размере 3,93 рубля РЖД в 2012 году возила уголь при средней доходной ставке 1,68 рубля, а на экспорт через порты — за 1,35 рубля.
Легко посчитать, что перевозка 1 тонны угля например, на 2 тысячи км обойдется дешевле 10 долларов. Соответственно, речь идет в данном примере об увеличении стоимости перевозки для угольщиков центов на 70. Компании Кузбасса продают уголь вагонными нормами, начиная с 35 долларов и много выше. Не считая расходов на доставку! И каким образом изменения тарифов могут повлиять на заработную плату рабочих, если повышении тарифа составляет около 2 процентов (реально много ниже)?!

Здесь еще важно учесть, что себестоимость добычи угля в Кузбассе ниже, чем в целом по отрасли, а его качество – выше.

Лидеры профсоюзов и глава области аргументируют свои требования тем, что мировые цены на уголь падают и отрасль становится убыточной. «Забывая» при этом, что добыча угля все время растет и за 15 лет увеличилась в 2,5 раза. Совершенно очевидно, что Аман Тулеев и те самые «работодатели», о которых поминалось выше, защищают прежде всего интересы крупного капитала, используя планируемое повышение тарифа в качестве повода для очередных преференций.

И это можно было бы понять и даже оправдать, если бы претензии и требования не касались компании-перевозчика. Мало того, который в текущем году уже пошел навстречу, отказавшись от индексации тарифов. Да, проблемы есть у каждой отрасли. Но решать их за счет РЖД означает отказываться от модернизации железных дорог. Угольщики пишут, что повышение тарифов вынудит их меньше заботиться о безопасности шахтеров. Но почему бы тогда не подумать о том, что многомиллиардные убытки РЖД обернуться реальным риском для абсолютно всех граждан – пассажирские поезда ведь двигаются по тем же самым рельсам, что и угольные составы. И отказ от модернизации, планового ремонта и обслуживания ударит абсолютно по всем.

Экономия угольщиков в этом году неизбежно обернется большими расходами в следующем. Невозможно заморозить тарифы на перевозку и при этом не потерять в качестве услуг. И как раз угольщики Кузбасса, продающие коксующиеся угли за твердую валюту, в отличие от РЖД выиграли на курс рубля дополнительные 18 миллиардов.

Здесь уместно вспомнить о рентабельности и мировом опыте. Для угольной отрасли России средняя рентабельность составляла в последние 5 лет около 16%, что выше среднемирового – 14%. А вот средняя рентабельность ОАО «РЖД» за последние пять лет составляет 6% (http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1220529).  В России транспортная составляющая в цене угля равна 38%, в Китае – 43%, в Канаде – 48%, в Бразилии – 86%. То есть жаловаться на непомерны аппетиты РЖД нет никаких оснований - по ровню рентабельности она находится куда ниже, чем угольщики России.

И если очень хочется получать как можно больше денег при наименьших затратах, надо не прикрываться угрозами увольнения рабочих, снижения их зарплат и угрозой жизни шахтеров, а садиться с цифрами и фактами в руках за стол переговоров и вместо публичных шоу – работать.

Особенно это важно сегодня, когда идет открытое вооруженное наступление на Россию. Тот факт, что убивают русских пока в соседней Украине, ничего не меняет. Потому что пока там стреляют пушки, по России бьют экономическими санкциями, открытым политическим шантажом и развязыванием новой Холодной войны. В таких условиях не место местничеству и попыткам перетянуть одеяло на себя.
Тем более, что РЖД всегда работало с Кузбассом как с особым и важным для них регионом.
Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке. Это о нас.

Обо всех нас.
Subscribe

  • Лицо демократии

    Всё, что следует знать о переродившихся США - на 20 баксах теперь будет лицо Чёрной. До сих пор на ней изображен 7-й президент США ирландского…

  • А потом "эти чокнутые ашкенази" придумали Байдена...

    Сто лет назад в НуЙоркере я читал очерк о некой женщине, которая стала топ-автором кулинарных книжек. Она выросла в богатой сефардской семье в Египте…

  • В Харькове украли бесценную икону

    В Харькове за три дня ограбили две церкви В частности, 21 января из Владимирской церкви (находится на улице Героев Труда) украли икону святого…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Лицо демократии

    Всё, что следует знать о переродившихся США - на 20 баксах теперь будет лицо Чёрной. До сих пор на ней изображен 7-й президент США ирландского…

  • А потом "эти чокнутые ашкенази" придумали Байдена...

    Сто лет назад в НуЙоркере я читал очерк о некой женщине, которая стала топ-автором кулинарных книжек. Она выросла в богатой сефардской семье в Египте…

  • В Харькове украли бесценную икону

    В Харькове за три дня ограбили две церкви В частности, 21 января из Владимирской церкви (находится на улице Героев Труда) украли икону святого…