Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Социал-монархизм имперской России

Идею социал-ионархизма эксплуатирует кто угодно - включая и тех самых русских националистов, которые автомат к автомату воюют в бандеровцами против зарождающейся в муках Новороссии.  Я вовсе не призываю к крайностям. Просто, как и многие фантасты, пытаясь виртуально построить модель какого-нибудь космического будущего земной цивилизации, неизбежно прихожу к имперской идее, невозможной в условиях демократии Западного толка и немыслимой без фигуры монарха, как стоящео над законом оплота справедливости.

И я, возвращаясь к нашим будням, не могу не отдать должное Проханову. Если и были какие-то сомнения, то после того, как стал свидетелем его поездок по горячим точкам... Безусловный убежденный патриот. Каких трудов стоило ополченцам не дать ему проехать в осажденный Славянск. Очень не молодой и не пышущий здоровьем человек. С таким русским духом, что заподозрить его в двуличности невозможно. В общем, социал-монархизм стоит того, чтобы наполнить это определение конкретикой и смыслом. Хотя бы как игру ума. Пока.

В Русском былом для социал-монархизма важнее всего собственно отечественная монархическая традиция — от "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона Киевского, через послания священноинока Филофея о Третьем Риме, Степенную книгу благовернаго Царя Ивана Васильевича Грозного и Уложенные грамоты первых Романовых — до триады "Православие, самодержавие, народность" и последующих трудов Льва Тихомирова и Константина Леонтьева. Россия как Не-Запад, отстаивание свободы от "романно-германского плена" — в этом социал-монархизм полностью солидарен со славянофилами и особено евразийцами и неоевразийцами (с некоторыми оговорками по поводу "идеократии").
Как бы ни было прискорбно, социал-монархизм практически ничего не может взять из родившегося в горниле междоусобной брани 1917-1922 годов. Признавая патриотизм, личное благородство и подвиг Белых, мы не можем принять поведения большинства Белых вождей в 1917 году и их дальнейший путь, вплоть до служения нацистам.
Легко видеть и ограниченность монархических проектов в эмиграции, как правило, "нерефлективных" и ориентированных лишь на прошлое (кроме "младороссов" и, отчасти, Солоневича, впрочем, часто впадавшего в "культурное плебейство"). Но и "красная история" для нас начинается лишь после 1924 года — с того момента как Сталин объявил народный (он назывался "ленинским") призыв в партию, и она постепенно стала превращаться в русскую хотя бы этнически. Этот процесс завершился событиями 1937-38 гг, когда были уничтожены "революционеры-ленинцы" и началось частичное восстановление Империи, так и не обретшее целостного завершения и закончившегося "ленинским" реваншем ХХ съезда.

Если бы "поздний сталинизм" 1943-53 гг. получил свое государственно-строительное завершение и был "достроен", он мог бы быть приемлем. Может быть. Таково отношение к "советскому прошлому" — также при полном признании таких его побед, как ядерный щит, Русский космос, социальные достижения — медицина, образование… Социал-монархизм — не "антисоветская" идея, но и не "советская". Это может кому-то нравиться или нет, но это так.
С другой стороны, социал-монархизм это именно социализм (как противоположность капитализму). Но это иной — почвенно-земский социализм, отвергающий саму суть капитализма — засилие финансового капитала и, в идеале, сам банковский процент, но лояльно относящийся к частнопредпринимательской деятельности в области производства, ограниченной социальной ответственностью.
В этом смысле социал-монархизм в чем-то близок даже к социал-демократии. Кроме одного — это не демократия. Точнее, демократия лишь в ея исконном значении — на уровне самоуправления общин и областей. Принимаемый социал-монархизмом тезис славянофилов "Правительству неограниченная сила правления, земле — неограниченная сила мнения" — не социал-демократический; хотя в области экономики многие идеи социал-демократии вполне созидательны. Как ни странно может показаться, но многие из форм социализма, которые критиковали т.н. "классики" в своем "Манифесте", — куда более приемлемы, чем сам "Манифест".
С либерализмом же социал-монархический проект не имеет, пожалуй, ничего общего. Ну разве что с признанием принципа свободы труда и творчества, но осуществима эта свобода на самом деле куда прочнее без либеральной диктатуры денег и полукриминальных меньшинств.
Впрочем, все это еще требует дальнейшей разработки. Остаётся открытым вопрос и о самой личности монарха и его правопреемственности.
Оригинал без поправок М1 в газете "Завтра": http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-105/
Tags: Точка зрения
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments