Передел собственности между олигархами в воюющей стране, с вооруженными до зубов частными армиями — это путь к грандиозному побоищу. Но для друзей, одноклассников и однокурсников Яценюка, которых майданутая Татьяна Чорновил обозвала «черновицкими гиенами», - шанс на еще большее обогащение. Исполнительная власть почти полностью находится в их руках. Потуги Порошенко и подконтрольной ему прокуратуры разрушить этот костяк успеха пока не принесли...
Пролог (о гиенах и не только)
Гиенами их называет не только обиженная за кидок с Антикоррупционном бюро Татьяна Чорновил. Про аферы премьерской команды регулярно пишет украинский ресурс «Обозреватель», подконтрольный бывшему главе Госпредпринимательства Михаилу Бродскому.
Среди публичных обличителей Арсения Яценюка - кадровые «выхлопы революции»: бывший министр здравоохранения Олег Мусий и бывший министр экономики Павел Шеремета. Все они утратили свои должности в результате столкновения с коррупционными интересами окружения премьера. Постфактум Мусий обвинил Яценюка в том, что тот «ненавидит все майдановское», а Шеремета признал, что они с Бродским сломали зубы об одну и ту же компанию - "Укрекоресурс" — которая, как оказалась, входит, тоже в коррупционную орбиту премьерской команды. Так кто же они «друзья Оушена» в нынешней (после парламентских выборов) и предыдущей (до выборов) команде Арсения Яценюка?
Трое в «лодке», не считая банкира
В первое правительство Арсения Яценюка попали сразу два друга юности Яценюка - министром юстиции стал Павел Петренко, а министром инфрастуктуры Максим Бурбак. Обоих подавали народу как пламенных революционеров, хотя на Майдане их никто не видел.
Зато видели в школе №9 города Черновцы, где Арсений Яценюк сидел за одной партой с Лешей Бурбаком и дружил с его братом-погодкой Максимом. В Черновицком университете им. Федьковича, куда друзья поступили на юрфак, к их тесной компашке присоединились еще двое: выпускник той же 9-ой школы Паша Петренко и уроженец Тернопольской области Андрей Пышный. Теперь эта ватага успешно перерывает все ключевые направления в украинской власти.
Арсений Яценюк — премьер. Ему подчиняется вся исполнительная власть в стране. И этим все сказано.
Андрей Пышный возглавляет крупнейшее финансовое учреждение - государственный «Ощадбанк». Правительство Арсения Яценюка в условиях жесточайшего кризиса щедро отвалило ему 11 млрд грн. на докапитализацию. Как заметил в статье для издания «Обозреватель» Михаил Бродский «у инвалидов, пенсионеров, у всей страны отбирали ежемесячно по 100-200 грн. субсидий и доплат, чтобы 11 млрд грн. слить давнему другу».
Но этих денег в связи с инфляцией и падением гривны по отношению к доллару более, чем в два раза, уже недостаточно. Поэтому сейчас Кабмин пробивает схему передать «Ощадбанку» монопольное право на проведение лотерей. Под благовидным предлогом, что рынок с доходностью 2 млрд. грн. в год нужно зачистить от ненадежных игроков. На самом деле игроки никуда не деваются, просто создается еще один канал получения с них «откатов»: согласно предлагаемым правилам «Ощадбанк» заключает договора с частными компаниями, которые в качестве его агентов зарабатывают на лотереях.
Павел Петренко возглавляет Министерство юстиции. Наиболее «хлебные» сферы деятельности Минюста - это продажа имущества должников и конфиската; контроль над процедурами банкротства; контроль за адвокатурой и нотариусами (с выдачей разрешений на работу); реестр права собственности; люстрация и противодействие коррупции. На последнем эпизоде скрестились интересы «побитой звезды Майдана», вдовы участника АТО Татьяны Чорновол и обещавшего борьбу с коррупцией министра Петренко, в результате чего родился термин «черновицкие гиены».
Причина, по которой Минюст сводит борьбу с коррупцией в Украине к театрализованному представлению банальна: нельзя бить по руке, которая тебя же и кормит.
О коррупции в ведомстве друга премьера лучше всего написал депутат Харьковского городского совета, юрист, председатель Украинской палаты арбитражных управляющих и лидер движения "Реформы против коррупции" Анатолий Родзинский.
«Я не знаю ни одного юриста, который сказал бы, что в системе исполнительной и регистрационной службы, в сфере банкротства или нотариата исчезла коррупция. Наоборот, многие утверждают, что чиновники "гребут" взятки, как в последний раз... За сто дней новое руководство Минюста создало сразу двух монополистов для продажи в интернете арестованного Минюстом имущества: государственное ГП "Информюст" и частное ООО "Альфахимтрейд".
Министр юстиции не может говорить, что он ничего не знает - на всех ключевых должностях в ведомстве работают "лично его" юристы. Замминистра - главой аппарата трудится Игорь Алексеев. Его наибольшим достижением за 28 лет жизни стала работа в юрфирме "МЛ гроуп" министра Петренко. Именно он вместе с министром назначает всех сотрудников ведомства. Руководителем регистрационной службы работает Анна Онищенко. Ее главным достижением за 28 лет жизни также стала работа в "МЛ гроуп". Руководителем исполнительной службы Минюста работает Дмитрий Сторожук, который почти два года был заместителем Петренко, когда тот руководил юридической службой «Фронту змін».
С тех пор, как эта запись появилась в его блоге, в правительстве произошли серьезные кадровые перестановки, связанные с выборами в парламент. Теперь ключевой фигурой в личном окружении Петренко и «решалой» вопросов называют его помощника по имени Михаил Феделеш, который ранее работал в системе СБУ в Закарпатской области. За время работы при министре он успел засветиться в скандале вокруг рейдерского захвата последнего «ничейного» объекта в центре Киева - здания "Киевпроекта" на улице Богдана Хмельницкого (между Крещатиком и Оперным театром). На этот счет было много публикаций в прессе, где упоминали и Анну Онищенко.
Анна Онищенко, однако, уже не работает в регистрационной службе. После ротации правительства она заняла должность министра Кабмина. В ее послужном списке не только работа в юрфирме Петренко, но и работа адвокатом Яценюка в судебных процессах. Сначала она представляла его интересы по иску некой пенсионерки Веры Ивановой, затем по иску тогдашнего секретаря СНБО Андрея Клюева в связи с выступлением Яценюка в Верховной Раде.
Сейчас в руках Онищенко находятся все нити управления аппаратной жизнью Кабмина: прохождение документов, формирование повестки дня заседаний правительства, визирование документов, назначения и увольнения чиновников. В условиях всеобщей люстрации ее должность приобретает особый вес.
Еще в Минюсте, где она до перехода в госреестр, руководила аппаратом (службой министра), Анна поднаторела в люстрации. А сейчас подчиненный ей департамент кадрового обеспечения Секретариата Кабмина ведет люстрационную проверку всех высокопоставленных чиновников: министров, их замов, начальников департаментов, управлений, госкомитетов и нацкомиссиий и т. д. и т.п.
Бурбак и Иванчук: чума на оба ваших дома
Journal information