Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Танки на рельсах

При жизни его называли авантюристом, на полуграмотного рабочего, занимающегося строительством военной техники, писали доносы, но все это было безрезультатно. На счету самоучки-изобретателя - более 50-ти разновидностей боевой техники. А танки на рельсах даже принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны, причем в составе войск НКВД.

Из подвала немецкой кирхи - в Метрополь

Николай Дыренков родился 12 апреля 1893 года в простой крестьянской семье в деревне Малая Режа Мологского уезда. Эта деревня, сегодня покоится на дне Рыбинского водохранилища. Семья жила бедно, отец Николая сначала работал глинотопом - месил глину, а потом гончаром, но, отработав 10 лет, по состоянию здоровья был вынужден уволиться, и устроился работать сторожем в лютеранскую немецкую кирху города Рыбинска, в подвале которой и рос будущий «пионер советского танкостроения».

В 1904 году Николай Дыренков переехал в Рыбинск. За 10 лет пользования квартирой он сумел закончить сначала Рыбинское Второе начальное училище, Карякинское училище, потом ремесленную школу при механико-техническом училище. Все свои силы Николай Дыренков прилагал к изучению технических наук, к которым имел тягу и любовь. На этой семейной фотографии изобретатель танков на рельсах - первый справа во втором ряду в форме студента.

Октябрьская революция круто изменила судьбу сына глинотопа. В апреле 1918-го года в Москве, в отеле Метрополь он дважды лично встречается с Лениным, и получает от него рекомендательное письмо.
«Рассказ т. Дыренкова о принимаемых им в Рыбинске мерах к поднятию трудовой дисциплины, о поддержке их рабочими показал мне, что Рыбинские товарищи берутся за решение самых важных и неотложных задач текущего времени правильно».

Председатель СНК Владимир Ульянов (Ленин). Вперед на танки!

Сразу после встречи с Лениным, Дыренков прекращает заниматься «поднятием трудовой дисциплины» в Рыбинске, покидает город и устраивается инженером на Ижорский завод. И только спустя 10 лет самоучка-изобретатель «находит себя». В 1928 году для Народного комиссариата здравоохранения Украины он спроектировал и построил железнодорожный автовагон с двигателем внутреннего сгорания. За год этот санитарный вагон успешно прошел 6,5 тысяч километров.

Вдохновленный успехом своего детища 5 октября 1929 года Дыренков направил в Революционный военный совет СССР письмо с предложением построить средний колесно-гусеничный танк собственной конструкции и 18 ноября сделал перед военными представителями доклад на эту тему. Одобрившее его проект военное начальство  приняло решение о постройке машины в Ленинграде, на Ижорском заводе.

Ему в помощь выделили чертежников и инженеров. Однако дело застопорилось из-за отсутствия на заводе необходимого оборудования и материалов для постройки танка. Но неутомимый изобретатель не мог сидеть без дела и начал работы по изготовлению сварных бронекорпусов для танков, а также предложил проекты бронированных тракторов и колесной танкетки. Его изделия получают названия с литерой Д (Дыренков).

В 1930 году управление механизации и моторизации Красной армии (УММ РККА) одобрило инициативу начальника опытно-конструкторского бюро Н.И. Дыренкова. Под его руководством было осуществлено бронирование четырех тракторов – трех «Коммунаров 9ГУ» и одного Caterpillar 60. В результате было построено четыре эрзац-танка: Д-10 (пушка и два пулемета, шасси «Коммунар»); Д-11 (пушка и два пулемета, шасси Caterpillar); Д-14 (десантный с экипажем 15 человек); Д-15 (химического нападения с распылителем и резервуарами для отравляющих веществ).

«ВЕчеслав Менжинский»

Настоящим «шедевром» Дыренкова можно считать его первый «танк на рельсах» - мотобронедрезину Д-2.

На ее борту красовалась надпись с орфографической ошибкой:  «ВЕчеслав Менжинский», но, видимо, на заводе не нашлось ни одного человека, который смог бы ее заметить. Вячеслав Менжинский, кстати, в это время занимал весьма ответственную должность - он возглавлял ОГПУ, чекист, преемник Дзержинского с 1926 по 1934 годы являлся одним из организаторов репрессий.

Усовершенствованная после испытаний модель Д-2 была оснащена двигателем Геркулес в 93 лошадиных силы и оригинальной КПП конструкции самого Дыренкова, с четырьмя скоростями и реверсом. Бронекорпус с толщиной листов 10-16 мм надежно защищал машину от пуль и осколков - а вооружение было, без преувеличения, весьма и весьма мощным. В двух башнях размещались 76.2-мм противоштурмовые пушки образца 1913 года со спаренными пулеметами ДТ-29 (пулемет Дегтярева танковый), третий пулемет ДТ находился в поворотной командирской башенке, а основным пулеметным вооружением были четыре  пулемета "Максим", расположенные попарно по бортам корпуса. На этой фотографии - тот самый Д-2, сам конструктор скромно стоит четвертым справа, имя Менжинского, кстати, написано уже без ошибок.

Славный боевой путь

Части Красной армии, укомплектованные броневиками Д-8, принимали участие в зимней войне с Финляндией. Некоторое количество этих бронеавтомобилей было захвачено противником, и после восстановления использовалось в финской армии вплоть до 1943 года.

В декабре 1941 года танки на рельсах в составе бронепоездов войск НКВД принимали участие в обороне Москвы.

В конце февраля 1942 года 30-й отдельный дивизион бронепоездов отправился на Северо-Западный фронт. «танки на колесах» Д-2 успешно  поддерживал наступление пехоты на станцию Лычково. Получившие в боях повреждения, детища Дыренкова были отремонтированы на Ярославском паровозоремонтном заводе, после чего отправились защищать Сталинград.

27 августа, переправившись через Волгу, Д-2 занял позицию на стыке Северо-Кавказского и Сталинградского фронтов. 3 сентября 1942 года огнем бронепоездов дивизиона была отражена попытка немецких частей перерезать железную дорогу Кизляр – Астрахань, а затем до конца ноября 30-й дивизион бронепоездов прикрывал железную дорогу от атак с воздуха.

С 15 апреля 1943 года дивизион входил в состав 44-й армии Южного фронта. Он занял участок Ростов – Таганрог. В течение июня – августа «танки на рельсах» поддерживали действия пехотных частей, обстреливали немецкие тылы, катера на море и цели в Таганроге.

В составе Украинского фронта «танки на рельсах» до апреля 1944 года обстреливал немецкие позиции на Чонгарском перешейке, а после прорыва немецкой обороны и освобождения Крыма в мае вошли в состав Отдельной приморской армии и сосредоточились в Симферополе. В августе 1944-го 30-й отдельный дивизион бронепоездов был расформирован.

В немецком плену

Один из танков Дыренкова побывал в немецком плену, сохранилась даже вот такая фотография - немцы с интересом осматривают необычный трофей.

Попадание неординарной советской военной техники «в плен» имело ряд последствий. Зимой 1942-1943 года немецкими конструкторами начали проводится эксперименты по установке танка модификации «Ausf.N» на железнодорожные колеса, которые при движении по грунту поднимались под днище танка. Колеса имели привод от двигателя. В зарубежных источниках утверждается, что было построено два или три таких танка, а проект был осуществлен силами австрийкой фирмы Saurer.

Первый прототип "железнодорожной" модификации был показан военным 20-го октября 1943 года. На испытаниях была достигнута скорость до 100 км/ч при движении по рельсам, однако дальнейшие работы были свернуты по невыясненной причине.

Всего в годы Великой Отечественной было потеряно в боях семь мотоброневагонов Д-2, которые были отремонтированы немцами, охотно включавшими их в состав своих бронепоездов. А те «танки на рельсах», что сумели пережить войну - продолжали нести службу вплоть до физического износа, до конца 40-х годов.

Судьба «инженера»

В начале 1980-х годов в советском журнале «Танкостроитель» были опубликованы некоторые воспоминания о Николае Дыренкове. Вот что писала тогда о своем отце Ирина: «Отец был скромным, любил музыку, увлекался рисованием маслом, пером, карандашом. За год до смерти, в 1936 году привез с Кавказа серию пейзажей. В жизни был знаком со многими знаменитостями:  Циолковским, полярником Седовым, кинорежиссерами Эйзенштейном и Довженко…».

Ни знакомство с известными людьми, ни заслуги перед военным ведомством, не смогли уберечь Николая Ивановича Дыренкова от трагической смерти.

Сухие сведения в расстрельных списках «Коммунарки» говорят о том, что проживающий в Москве, в доме номер 51 на Метростроевской улице инженер Дыренков 13 октября 1937 года арестован, а 9 декабря того же года обвинен за «участие в диверсионно-террористической деятельности», за что был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу на полигоне «Коммунарка». Приговор был исполнен в тот же день. Его супругу - Надежду Николаевну обвинили 4 января 1938 года как члена семьи изменника родины и приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Лишь в декабре 1956 года семью Дыренковых реабилитировали.

Но о «танках на рельсах», которые  честью и правдой отслужили в годы Великой Отечественной войны в войсках НКВД, сохранилась память, а один экземпляр этой необычной военной техники даже нашел свое место в музее бронетехники в Кубинке.

Олег Горюнов, фото: АСКМ/pmvd.info/trixum.de

Tags: Танки
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments