Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Первая Коммунистическая община в России

Ну, кто бы мог подумать! Только я закончил публиковать цикл статей о сенсационном, столетней давности, социальном эксперименте на Сумщине по строительству христианско-коммунистической общины «Трудовое Братство», мне написали в личку архиинтересное письмо.

Его автор сообщил невероятную новость: оказывается, в России уже несколько лет существует аналогичная община - самая что ни на есть коммунистическая. Только не религиозная, а светская!

Ну, это было для меня ещё большей сенсацией, чем тот давний сумской социальный эксперимент! Мало того, автор, сам общинник, пригласил меня в гости – отдохнуть и заодно прочитать лекцию о Н.Неплюеве и его Великом Проекте.

Естественно, отставив все текущие дела, поехал в неблизкий путь.

… Прожил я в общине три дня, много общался (что естественно, ведь «община» и «общаться» - слова одного корня. :-)) и готов представить читателю небольшой рассказ об этом современном феномене. (Большой же рассказ представлю как-нибудь потом, когда более глубоко осмыслю увиденное.)


Материальную сторону жизни общинников, которых там уже довольно много, описывать не особенно интересно, так как она, мне кажется, банальна. Люди оформили «под себя» в одном из сёл заброшенную фабрику. Быстро, в течение двух лет, на энтузиазме её восстановили и «кормятся» от производимой продукции. В ближайших планах - перепрофилирование части производственных мощностей под хайтек-продукцию.


Где они живут? Здесь тоже нет ничего оригинального. Понятно, что местная фабрика, которой владели в постсоветское время сменявшие друг друга компашки молодых русских буржуев, не сумевших её раскрутить для большой личной выгоды, – это не только большие цеха, но и обычные одноэтажные помещения. И энтузиастам-общинникам, людям весьма продвинутым и с фантазией, не стоило слишком большого труда отремонтировать их, обеспечить жилым убранством, создать уют и т.п.

Я заходил к ним в жилую зону. Идеальная чистота, порядок, ничего не разбросано (хотя среди общинников много детей). Мне было очень комфортно находиться в их «жилой зоне».

О детях. Почти все сторонники общинной жизни приехали туда семьями. И детям, их воспитанию, развитию уделяется, как и в «Трудовом Братстве», огромное внимание. Работают различные кружки, которые ведут либо сами общинники, либо учителя находящейся недалеко от фабрики сельской школы.

Понятное дело, что поскольку община организовалась сравнительно недавно и количество её членов не так уж велико, она не может себе позволить отдельную, внутриобщинную школу (хотя в планах на ближайшее будущее есть такое намерение). Я видел их детей! Открытые, счастливые лица. Ну, как в утопиях И.Ефремова!

День начинается с интенсивной 30-минутной зарядки, на которую выходят многие десятки людей - всё взрослое население, за исключением занятых в это время на работе. Зарядку проводит опытный инструктор, оказавшийся среди общинников. Я ради интереса также в один из дней поучаствовал в этом коллективном действе. Вроде всё банально, но… испытал какое-то новое чувство человеческой общности, когда все одновременно и весело делают одно дело.

Такое же чувство коллективной общности испытываешь, когда вместе со взрослыми поселенцами и их детьми садишься на лавки за длинные столы в общинной столовой. Хотя каждый имеет возможность готовить и принимать пищу как обычно, в кругу семьи.

Обеденный отдых, как правило, не практикуется. В общине столько работы, что люди сами спешат после приёма пищи к своим рабочим местам. Причём, работают не «от и до», а столько, сколько нужно. Нередко до позднего вечера. Никто никого не подгоняет, что для стороннего наблюдателя выглядит как-то непривычно.

Я побывал в их цехах, которых пока полностью отремонтированных - два. Вполне современное оборудование.

Но материальная сторона жизни общины – это не главное, что заслуживает подробного описания. Самое интересное и необычное здесь – сами люди с их высоким нравственным уровнем. За три дня, пока здесь гостил, я не услышал ни одно бранного слова, не говоря уже о непечатных словах! Народ сосредоточенно, серьёзно работает, а вечерами…

Вечерняя жизнь общины – это, пожалуй, самое интересное и особенное, что, собственно, и привлекло моё внимание. В поселении имеется культурный центр, в котором на полках до потолка – большое количество книг. Здесь и классики марксизма-ленинизма, и Лосев, и Бердяев, и Богданов, и Толстой, Достоевский, Шекспир, Гёте... Думаю, наберётся до пяти тысяч томов серьёзной литературы. То есть полная аналогия с библиотекой «Трудового братства». Всяких современных детективчиков с голыми барышнями на ярких обложках я на полках не заметил.

В этом культурном центре я и прочитал часовую лекцию о Н.Неплюеве, которая вызвала оживлённую дискуссию. Причём, что интересно, лекция началась в 12 часов ночи! Потому что рабочее и вечернее время у общинников давно расписано.

Повторяю, самое большое впечатление оставляют сами общинники, их высокий нравственный и культурный уровень, их стремление совершенствоваться, восходить. Среди них есть несколько довольно известных гуманитариев, которые оставили комфортабельные квартиры в своих городах и переселились сюда в обычные жилые помещения.

Я в разговорах всё выпытывал мотивацию такого шага: может, семейные проблемы, отсутствие работы… Нет. Как ни странно, все общинники, и молодые, и постарше, - вполне благополучные, состоявшиеся люди, имеющие востребованные профессии. И мотивация переселения в коммунистическую общину у них практически одинаковая – уйти от окружавшей их скверны, аморальности, безкультурия, прочих социальных пороков.

Физическим трудом на фабрике занимаются три дня в неделю. Остальное время отводится самообразованию, культурной жизни.

Отличие этой общины от неплюевского «Трудового Братства» состоит в том, что Н.Неплюев начинал как бы с нуля. Он из обычных сельских детей формировал высоконравственных, трудолюбивых личностей, которые потом становились членами общины. Здесь же община формируется из людей, уже воспитанных в коммунистической идеологии, впитавших в себя советские ценности и советскую культуру. Именно такие личностные особенности являются главным критерием при приёме в общину. То есть никто не говорит о «толерантности», не говорит «как хорошо, что все мы такие разные». Ибо мировоззрение у всех одинаково. И сразу скажу, что находиться среди людей, с которыми у тебя одинаковая картина мира, одинаковое понимание Добра и Зла, чрезвычайно комфортно. Свой среди своих!

Община имеет свою прекрасную летнюю базу, куда из разных городов России приезжает для отдыха много народа. (Из Украины я там не встретил никого).





И одной из главных причин иметь такую базу (наряду с обычным желанием получать доход в общинный бюджет) – это «перевоспитывать» гостей из «внешнего» мира, рассказывать им о сути советского проекта, причинах его провала, рассказывать о сути коммунистической идеологии. Также, если вдруг у кого-то возникнет желание организовать аналогичную общину в своём регионе, то, наверное, можно сюда приехать на несколько дней, пожить, перенять опыт...

Русско-советско-патриотическая агитация находится здесь на высоком уровне:





Ну, а какие минусы, что не понравилось вам в этой общине, спросит нетерпеливый читатель, воспитанный российской (украинской и пр.) школой в антикоммунистическом духе.

Да ничего такого, что вызвало бы неприятие, я там не обнаружил. Вообще, смысл всякого коммунистического проекта, как я понимаю, в том и заключается, чтобы создать ИСКУССТВЕННУЮ среду, в которой не должно быть места человеческим порокам. То есть люди заранее договариваются о том, что для них ценно, а что «антиценно». И в соответствии с таким пониманием устраивают свою жизнь.

Как стать членом общины? Наверное, только по рекомендации. Всё-таки там уже успел сформироваться свой микроклимат, своя система взаимоотношений. Впрочем, это не мой вопрос.

Скажу, что общинная жизнь, какой я её увидел в реале, привлекла бы далеко не всех хороших людей. Я, прежде чем писать эту статью, рассказывал о ней, этой общинной жизни, своим друзьям, знакомым, родственникам… Все пожали плечами и покрутили у виска.:-)

Есть ли у общины будущее? Наверное, есть. Даже если такая жизнь привлекает один процент населения (как кибуцы в Израиле), то это сотни и сотни тысяч потенциальных поселенцев.

Лично я, будь помоложе, принял бы, наверное, такой стиль жизни.

sumy_grad для Насправдi

Tags: Насправди
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments