Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Центральный банк Новороссии

Прибалтбюро сообщает:
Вопрос автономии, а именно независимой кредитно-денежной политики самопровозглашенных восточных регионов Украины поднимается с начала 2015 г. Соглашения Минск-2 предусматривали снятие проводимой киевским режимом экономической и денежной блокады. Отказ от выполнения значительной части этих соглашений, главным образом — политических и экономических договоренностей, вновь ставит ребром вопрос о финансовом статусе этих регионов. Очевидно, что принимаемые решения по данному вопросу будут иметь более далеко идущие последствия, дело не ограничится только решением текущих финансовых задач. В нынешней ситуации речь может идти об установлении полноценного суверенитета самопровозглашенных регионов через проведение независимой кредитно-денежной политики.

Ситуация с кредитно-денежной политикой в самопровозглашенных регионах

Киевские власти с конца 2014 г. проводят в отношении самопровозглашенных регионов настоящую финансовую блокаду, в рамках которой Центральный банк Украины прекратил все корреспондентские отношения со своими филиалами, а также остановлены операции по линии коммерческих банков.



Киевское правительство отказалось платить по своим социальным обязательствам перед населением: пенсии, медицинское страхование, пособия по безработице, социальные выплаты и т.д. Эта мера киевских властей означает их отказ считать жителей самопровозглашенных восточных регионов своими гражданами.


Отказ Киева от своих обязательств может иметь определенные юридические последствия при обсуждении статуса этих регионов. Что и объясняет позицию Германии и Франции, требующих от Киева выполнения в полном объеме подписанных договоренностей Минск-2, в том числе возобновления социального финансирования. Похоже, Киев пока этого не делает. Стоит напомнить, что Москва в период с 1993 по 1999 гг., в условиях фактической независимости Чечни, продолжала осуществлять в полном объеме социальные выплаты и компенсации.

До февраля 2015 г. основной денежной единицей в обороте самопровозглашенных регионов оставалась украинская национальная валюта — гривна, при частичном хождении рубля. Ликвидность в обращении поддерживалась за счет продажи киевскому правительству регионального угля.



Даже в самый разгар ожесточенных боев торговля углем, другими полезными ископаемыми, а также полуфабрикатами не прекращалась, что является одной из особенностей этой гражданской войны, в разгар которой торговля между враждующими лагерями не останавливалась.


По-другому и не могло быть в условиях катастрофической зависимости Киева от угля Донбасса, особенно он нужен для теплоэлектростанций, что и обеспечивало властям блокадных регионов необходимые финансовые средства. В какой-то момент снабжение Киева углем прекратилось из-за диверсии на железнодорожном полотне, соединяющем Донбасс с остальной Украиной. Диверсия осуществлена, предположительно, одним из ультраправых добровольческих военизированных формирований. С этого момента у повстанцев не осталось иной альтернативы, как продавать уголь, а также сталелитейную продукцию российским компаниям. Таким образом, расчеты с российскими контрагентами с использованием гривны стали проблематичными. Если гривна еще могла обращаться в банковской сфере на корсчетах, то в реальном обращении её присутствие обусловлено наличием физических резервов, которые перестали пополняться. К тому же необходимо учитывать серьезную девальвацию гривны по отношению к российскому рублю. То, что Россия взяла на себя частичную выплату пенсий этим регионам с ноября 2014 г., также способствовало ускорению замещения украинской национальной валюты.

Для чего необходим собственный центральный банк?

В октябре 2014 г. власти Донецка создали банковское учреждение, назвав его центральным банком, для управления казначейскими активами «Донецкой народной республики», а также обслуживания денежных переводов из РФ (через банки в Южной Осетии) и коммерческих расчетов по торговле с Украиной. Пенсионные выплаты жителям самопровозглашенных регионов рассматриваются Россией в качестве «гуманитарной помощи». Разные источники оценивают размер этих выплат от 33 до 38 млн. долларов США в месяц.

Этот «Центральный банк», совмещая сегодня функцию казначейства и компенсационного фонда, постепенно начинает функционировать как полноценный банк (выпуск кредитных карт), формируя собственные золотовалютные резервы. В его обращении все еще используются накопленные за счет курсовой разницы между российской и украинской валютами гривны. Но в скором времени встанет вопрос интеграции самопровозглашенных регионов в российскую денежную систему либо создания собственной денежной единицы.



Очевидно, что по политическим соображениям ответственные лица этих самопровозглашенных регионов выступают за второй сценарий, что позволило бы окончательно оформить размежевание с Украиной. С декабря 2015 г. ряд заявлений региональных руководителей укладывается именно в эту логику.


Вместе с тем каких-либо реальных действий в данном направлении пока не предпринималось.

Также очевидно, что экономическая логика диктует предпочтение перехода этих регионов на рубль, который, несмотря на сегодняшнюю слабость, выглядит намного устойчивее гривны. В пользу этого сценария развития событий говорит и то, что процессу пополнения рублевых резервов, как на банковских счетах, так и в сфере физического обращения в любой момент может быть придан постоянный и устойчивый характер. Ко всему прочему использование в обращении валюты другого государства в качестве платежного средства не влечет за собою каких-либо правовых последствий в плане присоединения к России. Французский франк использовался в обращении на территории немецкой земли Саар в ходе оккупации Рура войсками Франции, Бельгии и Италии в 1924 г. Французская валюта также использовалась в немецкой оккупационной зоне, подконтрольной Франции, в 1946 и 1947 гг.

С учетом того, что Россия всегда считала, что самопровозглашенные регионы являются составной частью Украины, выступая при этом за их широкую автономию в рамках «федерализации» Украины, учреждение Центрального банка стало бы камнем преткновения между повстанцами и российскими властями. Доводы российской власти очевидны, но плохо воспринимаемы местным руководством и населением, прошедшим через кровавые ужасы войны, которым трудно свыкнуться с самой мыслью возврата в долгосрочной перспективе в состав Украины.

Власти самопровозглашенных регионов и сами со временем придут к пониманию того, что создание финансового суверенитета является сложным и деликатным процессом. Таким образом, вопрос создания ЦБ очутился в центре конфликта интересов в силу разных логик (политическая и экономическая целесообразность), а также видения будущего государственного устройства (независимость и федерализм).

Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments