Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Супероружие СССР

Если утки летят хвостом вперед, значит сильный ветер
(Народная примета).

Старожилы нашего военного городка (рассказывает Виктор Скопец) помнят, как в конце 1970-х в воздухе периодически раздавался страшный грохот - самолет переходил звуковой барьер. Жители городка вздрагивали, дети просыпались, стекла дрожали, все знали, что это за шум, но мало кто понимал, зачем в мирное время разгонять самолеты до сверхзвука, да еще над жилыми кварталами. И только теперь эта страница истории стала достоянием общественности.

18 июля 1979 г. в Вене проходила встреча глав сверхдержав - Леонида Брежнева и Джеймса Картера, на которой был подписан договор ОСВ-2, договор ограничения стратегических наступательных вооружений. В тот же день состоялась неофициальная встреча Брежнева и Картера. Соперничество двух стран было накалено до предела. Гонка вооружений, гонка в космосе, соперничество за влияние в мире изрядно накалили обстановку и за столом переговоров.

Во время встречи Картер как бы случайно обмолвился, что американский разведчик SR-71 способен лететь на скорости, более чем в три раза превышающей скорость звука. Брежнев тут же нашелся: "А наши самолеты могут летать хвостом вперед со скоростью звука и вести огонь!" Ошеломленные члены советской делегации молчали - никто не смел перечить Генеральному Секретарю.

История, тем не менее, получила продолжение. По приезду в Москву Брежнев вызвал Главкома ВВС и потребовал в кратчайшие сроки построить такой самолет, который мог бы, как локомотив в двумя кабинами, летать вперед и назад и преодолевать скорость звука. Главком ответил, что такой самолет построить в принципе невозможно. "Для настоящего коммуниста и советского человека ничего невозможного нет! Вы ведь член партии?" - возразил ему в ответ Брежнев.

Работы по проекту "Кальмар" начались. Сначала группа разработчиков составила математическую модель летательного аппарата, затем на Опытном заводе при НИИ им. Громова была изготовлена опытная модель в размере 1:20 от оригинальной величины. Продувки в аэродинамической трубе показали - да, действительно, конструкция аппарата с изменяемой стреловидностью крыла позволяет устойчиво держаться в воздухе в определенном диапазоне скоростей и углов атаки. Настало время летных испытаний.

По ряду причин проводить летные испытания аппарата на основной площадке - в г. Жуковском не стали. Реактивный МИГ-21 с подвесными пороховыми ускорителями тянул на тросе модель летательного аппарата, переходил звуковой барьер, приборы и камеры фиксировали все происходящее в воздухе. Вот эта конструкция - МИГ и чушка с крыльями, набитая аппаратурой и грохотала над городком в конце 1970-х - начале 80-х, будя младенцев в колясках и пугая жителей поселка. Через год опытный образец самолета, переделанный из серийного МИГ-23, был готов к летным испытаниям. Ввиду высокого риска дата первого полета переносилась и откладывалась, а 10 ноября 1982 года Леонида Брежнева не стало.

Проект был тут же без особой шумихи свернут, научный коллектив расформирован.

https://www.nkj.ru/upload/iblock/c78/c780b4c7369024ecdf14cb56700f9141.jpgЗамечу, что в итоге истребители ВКС России сегодня таки летают хвостом вперед (Кобра Пугачева).
Tags: ВВС
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment