... Существовавший доселе курьёзный национализм стран Восточной Европы (и других «периферийных» стран – членов ЕС) – проповедование некоторыми политическими силами или даже правительствами «исторически оправданного» или просто мнимого превосходства своей нации над соседями и другими европейцами – был основан на относительно безвредных усилиях по крайней мере психологически компенсировать пережитый обществом шок от евроинтеграции. Это было вызвано озарением, что членство в ЕС автоматически не гарантирует быстрого экономического роста и повышения уровня жизни.
Брюссель не может (но это и не обязанность евробюрократии!) предоставить правительствам этих стран волшебную палочку – способность (и волю) искоренить бедность и увеличить благосостояние
Наиболее чётко эффективность этого механизма психологической «компенсации» наблюдалась во время кризиса в Греции, когда протестующие против «диктата тройки» финансовой дисциплины в интервью на улицах обосновывали право своей страны жить не по средствам значимостью античной культуры в развитии Европы.
Способность политиков реализовывать грамотную и творческую экономическую политику – это глубокий водораздел, который разделяет европейские страны – члены ЕС и Европу в целом. Поэтому, например, Великобритания становится магнитом, который хорошо оплачиваемыми возможностями работы привлекает людей из Латвии (Литвы, Польши, Украины и так далее), находя возможности, которые их родные страны не предлагают, в то время как политики этих стран пытаются найти идеологические, исторические или просто демагогические оправдания для такой неспособности.
К сожалению, в настоящее время этот как бы безвредный, «психотерапевтический» национализм становится питательной средой для расизма, реанимируя упрятанные глубоко в подсознании народов «традиции» нетерпимости.
Кое-кто из авторов или воплотителей выкрикиваемых сейчас лозунгов стыдливо умалчивается (Адольф Гитлер), в то время как другие становятся иконами «патриотизма» (наиболее явные из них – Степан Бандера, Иосиф Сталин, а в Латвии – «невинно пострадавший» Герберт Цукурс, чернорабочий Холокоста из Sonderkommando Arajs).
«Клуб» ветеранов ЕС – западные страны – не должен закрывать глаза на серьёзность этих изменений в некоторых странах – членах ЕС, списывать их на временные трудности роста, «прыщи полового созревания». Расизм становится для «новых/восточных европейцев» повседневностью, он может стать неприглядным примером для подражания и возрождения «исторической традиции» и для «старых европейцев».
В дополнение ко всем остальным проблемам, которые в настоящее время должен решать ЕС, его институции должны быть готовы реагировать, если страна – член ЕС или страны-партнёры грубо нарушают Конвенцию ООН Европейского совета от 21 декабря 1965 года или Венскую декларацию и Программу действий от 25 июня 1993 года, реагировать, эффективно наказывая данное государство за осуществление расистской, ксенофобской политики, заставляя его отказаться от такой политики. В противном случае эти документы, теряя международные гарантии по выполнению, становятся макулатурой.Новые вызовы, созданные Европе потоком беженцев, и пробудившиеся призраки прошлого концентрируют политическую борьбу в этой части мира до принципиального столкновения между отстаиванием европейских ценностей и ненавистью в отношении «других».
Прокладываются новые и незыблемые разделительные линии, часто среди вчерашних единомышленников; формируются новые альянсы между политиками и партиями, которые ещё вчера спорили о таможенных тарифах или пенсионном возрасте. Поэтому канцлеру Германии Ангеле Меркель пришлось лично убедиться, что она может полагаться на партнёров по правительственной коалиции социал-демократов, испытывая сопротивление от членов родной партии. Либо Европа будет в состоянии победить ненависть и загнать её обратно в темноту человеческого подсознания, либо эта ненависть разгромит Европу и отбросит мир обратно в вековое прошлое.
Автор: Янис Урбанович, лидер фракции "Согласия" латвийского Сейма, президент "Балтийского форума". evropa-protiv-rasizma/#t20c
Journal information