Из книги "Не матом единым":
КАК НИКОЛАЙ II ОТ УЗКОКОЛЕЙКИ ОТКАЗАЛСЯ"Сведущие люди знают, что колея нашей дороги на 18 сантиметров шире, чем ширина капиталистического полотна. А история такой нестыковки уходит корнями во времена царствования Николая 2. Да и то, если бы не баловался император нецензурными словечками, то российские граждане при переезде через границу до сих пор никаких задержек в пути бы не знали.
Это теперь историки утверждают, что фраза без вопросительного знака в конце стала результатом рассеяности царя. А тогда перечить государю никто не осмелился, инженеры узнали у врачей истинный размер мужского члена в состоянии эрекции и на эту длину - 18 сантиметров - расширили ширину полотна железнодорожного пути. В итоге получилось, что именно по вине царя вышла нестыковочка."
На самом деле это не более чем сказка. Русская колея ровно 5 футов. В Европе по сей день нет единого стандарта, но 60% - 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). 1520 - 1435 = 85 мм. Что явно не 18 см. В линейке различных стандартов нет ничего похожего:
Но история смешная.
Да, до 1980 г. колея у нас была на 4 мм шире. Такая и сегодня в Финляндии - 1524 мм. И да, Николка Кровавый не имеет к этому никакого отношения - железные дороги в России начал строить Николай Первый.
Journal information