Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Превращение людей в свиней неолиберальными режимами на постсоветском пространстве

Прибалтбюро рекомендует:

Если главным богатством страны являются – как об этом часто и пафосно заявляется –  (а в случае нашей страны, Литвы, небогатой полезными ископаемыми, именно так и есть), не следует ли признать, что главную угрозу национальной безопасности представляет собой социоэкономический уклад, пришедший на смену ушедшего с исторической арены социализма, и т. н. «элита», «оседлавшая» эту новую социоэкономическую реальность?

http://litafor.ru/i/a/style01/016/874/16874.png

.... В начале 1990-х в Литве пришедший на смену старому новый режим, конечно, не был уникальным. Подобный социоэкономический – капиталистический в неолиберальной версии – уклад установился на всем постсоветском и постсоциалистическом пространстве. Уже в 1998 г. известный экономист Сергей Глазьев издал книгу с много говорящим названием «Геноцид», в которой подробно описываются разрушительность и антинародность неолиберальных «реформ» в России времен Бориса Ельцина. Вообразить появление подобной книги в Литве так же трудно, как и нетрудно понять, почему ее появление почти невозможно. Ведь неолиберальный режим в Литве (как и в Латвии и Эстонии) пришел на смену оккупационному коммунистическому режиму. Следовательно, неолиберализм – это свобода! А все, кто смеет сомневаться (по крайней мере, публично) в его безальтернативности – поклонники рабства, вредители и враги народа.


Во временном совпадении восстановления политической независимости и прихода неолиберализма политическая «элита» стран Балтии получила такой инструмент легитимизации своей власти, какого не получил никто другой на постсоветском и постсоциалистическом пространстве. Это временное совпадение в странах Балтии осознание того, что неолиберализм олицетворяет собой не свободу, а новую форму порабощения, сделало психологически более затруднительным, чем где-нибудь еще. А между тем именно факт жестокого неолиберального насилия («реформ») над народами стран Балтии и России мог бы стать тем объединяющим фактором, обоюдное осознание которого привело бы к исчезновению ситуации, в которой народы этих стран находятся по разные стороны фронта в возможно грядущей войне. Мог бы стать. Но глобальный неолиберальный уклад имеет своих хозяев, которые не заинтересованы в том, чтобы народы правильно идентифицировали своего врага «номер один». Не заинтересованы в этом и местные неолиберальные "элиты".

Пока неолиберальными «реформами» в ранг второстепенной страны отброшенная Россия исправно исполняла функцию поставщика энергоресурсов и беспомощно следила за тем, как проводники неолиберальной глобализации бомбили кого угодно и где угодно, главным «козлом отпущения» в Европе и объектом коллективной неолиберальной ненависти был «последний европейский диктатор», на большей части некогда существовавшего Великого княжества Литовского вознамерившийся построить капитализм  «с человеческим лицом» (Белорусь).

Ситуация в корне изменилась тогда, когда не без помощи (мягко говоря) тех же проводников неолиберальной глобализации разразился украинский кризис. Гражданин России может критиковать действия руководства своей страны в этом кризисе как «неадекватные» или не вполне адекватные, исходя по меньшей мере из двух основных позиций. Собрание представителей первой из них мы недавно имели возможность наблюдать в Вильнюсе. Называть этих людей «внесистемной оппозицией» означает в лучшем случае быть неточным, а в худшем – заблуждаться и вводить в заблуждение других, ибо эти люди не ставят под вопрос сам социоэкономический уклад современной России.

Эта либеральная оппозиция считает, что «неадекватность» реакции России заключается в том, что, имея «хороший» неолиберальный социоэкономический уклад, она повела себя «нехорошо» – против воли кормчих неолиберальной глобализации, и должна за это быть наказана. Иными словами, эти люди представляют собой агентов глобальной неолиберальной «системы», в которой из-за действий «хулигана» образовалась трещина, поэтому хулиган должен быть привлечен к ответственности и «поставлен на место», т. е. туда, куда укажет хозяин «системы». Это в прямом смысле и в высшей степени непатриотическая оппозиция, собрание которой вряд ли войдет в историю наподобие знаменитой переписки Ивана Грозного и бежавшего в Литву Андрея Курбского. Уже просто потому, что масштаб личностей не тот.

Патриотическая же оппозиция, напротив, полагает, что «неадекватность» реакции России заключается в том, что порочному («однополярному») неолиберальному миропорядку бросает вызов страна, социоэкономическая реальность которой пронизана вопиющей социальной несправедливостью, и призывает к отказу от антинародной и в конечном итоге губительной для страны неолиберальной социальной и экономической политики.

Понятно, что литовский политический истеблишмент и обслуживающий его персонал в средствах массовой информации и академических кругах, которые далеки от будней «простого человека», предпочитают дружбу и общение с той российской оппозицией, которая по ночам видит сны о славной ельцинской эпохе, когда можно было свободно «прихватизировать» еще недавно бывшую «народной» собственность, в спокойной геополитической обстановке из России гнать на Запад углеводороды, а из Литвы – человеческий «ресурс», и наблюдать за тем, как проводники неолиберальной глобализации бомбят кого угодно и где угодно.

«Учение экономического материализма можно свести к формуле: «человек есть свинья». Что человек в значительной мере действительно «есть свинья», и что в особенности современный человек (в социалистическом обществе – увы – не в меньшей, а в еще гораздо большей мере, чем в «капиталистическом») «стал свиньей» – это есть горькая правда; (…)», – так девяносто лет назад в своей работе «Основы марксизма» (1926) писал русский религиозный философ Семен Франк (1877–1950).

Если бы мыслитель стал свидетелем трансформации бывших социалистических обществ, триумфа культа потребления и поклонения Маммоне, он, скорее всего, тоже писал бы о «горькой правде» старых как человечество и новых – более утонченных – формах оскотинивания людей. Отец лжи (Ин. 8: 44) и враг рода человеческого никогда не упустит случая пустить по ложному следу тех, за кого умер Господь. В том числе и в вопросе идентификации главного врага в военной доктрине.

Андрюс МАРТИНКУС

Tags: Прибалтика
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment