Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Прибалтбюро рекомендует:

О том, как повлияет на ЕС выход одной из самых успешных экономик Европы и как будет проходить процедура «развода», порталу RuBaltic.Ru рассказал юрист фракции «Зелёных / Европейского свободного альянса» Европарламента Алексей ДИМИТРОВ:

– Господин Димитров, результаты британского референдума оказались неожиданными для многих экспертов: вопреки опросам общественного мнения, большинство всё же высказалось за выход из ЕС. Поэтому резонный вопрос – что же теперь будет?

http://www.rubaltic.ru/upload/resize_cache/iblock/ecf/722_500_1/ecfb663acef65b84dd509e974f2f720c.jpg

– Если события будут развиваться так, как они должны, то в партии консерваторов сменится руководство – новый лидер партии станет премьером Великобритании и осенью подаст уведомление от имени страны о намерении выйти из Евросоюза (сделано). После этого должны начаться переговоры между двумя сторонами о том, как Великобритания будет выходить и на каких условиях это будет происходить. После того как эти переговоры пройдут и будет подписан соответствующий договор, должна начаться новая жизнь Великобритании и ЕС.

– На Ваш взгляд, Brexit усилит или, наоборот, ослабит позиции Евросоюза?



– Всё зависит от того, о каких вопросах мы говорим. Если речь идёт о позиции Евросоюза на мировой арене, то ясно, что выход Великобритании, страны с сильной экономикой, а также имеющей постоянное членство в Совете Безопасности ООН, не пройдёт безболезненно для ЕС.

Однако если посмотреть на это с другой стороны – например, в вопросах монетарного союза или общей миграционной политики, – у Великобритании всегда было особое место в ЕС.

Поэтому вполне возможно, что с её уходом остальным странам удастся договориться о каком-то более тесном сотрудничестве в этих вещах.

– Однако, судя по высказываниям ведущих европейских государственных деятелей, выход Великобритании – большая проблема, то есть в ближайшее время для ЕС «брексит» всё же ничего хорошего не принесёт?

– Естественно, как любой развод – это кризис для брака, так и «брексит» в данный момент расценивается как кризис для Евросоюза. Однако я думаю, что здесь бóльшую роль играет не возможный выход Великобритании, а то, что никто среди общеевропейской элиты не был подготовлен к этому. Большинство же было уверено, что Великобритания останется в ЕС, и все готовились не к ликвидации последствий выхода, а к реализации сделки с Кэмероном. Но получилось то, что получилось, и сейчас нужно в короткий срок менять вектор и думать о том, как строить отношения с Великобританией исходя из новых политических реалий.

– Ранее мы обсуждали, какое влияние эта сделка может оказать на жизнь латвийцев, проживающих в Англии, но теперь, как известно, ситуация изменилась. Что же теперь будет с проживающими в Великобритании уроженцами Прибалтики?

– Да, ситуация действительно изменилась. Сделки больше нет, так как она вступала в силу лишь в том случае, если Великобритания осталась бы в ЕС. Тогда как сейчас всё зависит от переговоров Евросоюза и Великобритании: на каких условиях они договорятся и как они будут планировать строить свои отношения в будущем.

Здесь очень важно, какая именно форма дальнейшего сотрудничества будет выбрана. Понятно, что даже если Великобритания решит максимально дистанцироваться от ЕС и он будет для них обычным иностранным государством, как, например, Россия или Белоруссия, то всё равно, скорее всего, визовых барьеров между Великобританией и странами – членами ЕС не будет.

Они не будут вводить туристические визы для пересечения границ друг друга.

В свою очередь, что касается миграции в целях работы, то здесь могут быть разные варианты. Один путь – если Великобритания решит выйти из Евросоюза, сохранив за собой членство в Европейской экономической зоне, куда, помимо стран, входящих в ЕС, входят Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. В этом случае ничего особо не изменится, так как граждане этих трёх стран имеют право работать в странах – членах ЕС на таких же самых условиях, как и граждане ЕС. Но здесь следует помнить, что одним из ключевых вопросов при голосовании на референдуме было ограничение трудовой миграции. Поэтому в таком раскладе нельзя исключать недовольства многих граждан Великобритании, голосовавших за выход страны из ЕС, так как в итоговом результате они получат совсем не то, что желали.

Кроме этого, так называемый «норвежский вариант» ограничивает ещё один момент: формально в Европейской экономической зоне могут быть государства, входящие в ЕС или состоящие в Европейской ассоциации свободной торговли, куда Великобритания не входит. Поэтому удастся ли провести этот вариант, пока сказать сложно.

Если же он не пройдёт, то возможен «швейцарский вариант». Швейцария не входит в Европейскую экономическую зону, но является членом Европейской ассоциации свободной торговли, поэтому товары из Швейцарии могут свободно перемещаться в Евросоюз, как и наоборот. Что же касается людей, то тут у Швейцарии нет какого-то особого отношения, но есть специальный договор о свободном передвижении рабочей силы. Поэтому, по примеру Швейцарии, можно заключить такое соглашение и с Великобританией, но, опять же, вопрос, насколько это будет приемлемо для Британии, принимая во внимание негативное отношение электората к миграции?

В этом же случае остаётся самый радикальный вариант, когда не заключается особых договоров, Великобритания остаётся для ЕС обычной третьей страной и может вводить для граждан ЕС разрешение на работу. Насколько такой вариант возможен, опять же, сейчас сложно прогнозировать: всё зависит от того, как пойдут переговоры.

– Насколько известно, переговоры могут идти довольно долгое время. Возможно ли, что процесс выхода Великобритании затянется на неопределённый срок?

– Данный процесс не может начаться, пока Великобритания официально не уведомит о своём намерении выйти из ЕС. Однако когда она подаст это прошение, зависит лишь от неё. Видимо, британский истеблишмент сейчас пребывает в растерянности и, судя по отставке Кэмерона, этим будет заниматься уже новое правительство. В свою очередь, после его подачи начнёт отсчитываться двухлетний срок, который отводится на переговоры с ЕС.

Если по истечении этого срока стороны не придут к результату, то они могут договориться о его продлении. Но если они не договариваются, то страна автоматически считается вышедшей из ЕС, а чтобы продлить этот срок, необходимо согласие всех стран – членов ЕС.

Поэтому если Великобритания рассчитывает вести эти переговоры больше, чем два года, то ей нужно вести их таким образом, чтобы все страны – члены ЕС были удовлетворены. Ведь даже одна страна может заблокировать их продление, и Великобритания автоматически будет считаться вышедшей из Евросоюза.

– Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявил, что референдум носит лишь консультативный характер, так как окончательное решение по нему должны принять правительство и парламент, и существует вероятность, что правительство заблокирует его результаты. На Ваш взгляд, реально ли такое развитие событий?

– Говорят, что где есть два юриста, есть три мнения. В данном случае это действительно так, поскольку в Великобритании идут серьёзные споры о том, как должен проводиться этот процесс с правовой точки зрения. В Великобритании нет письменной конституции, также в ней нет обязывающего закона, который говорит, что референдум должен проходить так и его результаты должны приниматься во внимание так. Поэтому мнений здесь много.

Однако не стоит забывать, что Великобритания – страна с долгими демократическими традициями, поэтому с политической точки зрения довольно трудно представить себе такую ситуацию, когда правительство и парламент демонстративно игнорируют волю избирателей. Ведь депутат понимает, что на выборах ему это припомнят и могут не переизбрать.

– В Шотландии большинство избирателей проголосовало за сохранение членства в ЕС. Уже идут разговоры о том, чтобы провести на этой территории ещё один референдум – по отделению от Великобритании. Как Вы считаете, насколько вероятен этот вариант?

– Думаю, что достаточно вероятен. Если правительство Шотландии придёт к выводу, что воля народа остаться в ЕС настолько сильна, что он даже готов пойти на независимость, то с Лондоном, скорее всего, будет обсуждаться идея повторного референдума. Большую роль здесь будет играть ход переговоров между Великобританией и ЕС и то, насколько условия, предлагаемые Великобританией, устроят Шотландию. И если шотландцы увидят, что их эти условия не устраивают, то они могут попробовать играть в свою игру, тем более что в прошлый раз, когда проводился референдум, Шотландии со стороны Еврокомиссии был подан ясный сигнал, что при выходе из состава Великобритании она должна будет заново проходить процедуру вступления в ЕС.

Сейчас же ситуация изменилась, и в Еврокомиссии может возобладать другая точка зрения. Раз законодательство Шотландии приведено в соответствие с законодательством ЕС, а граждане Шотландии являются гражданами ЕС, то нет смысла заставлять её проходить этот процесс заново, а можно изобрести какое-то специальное решение, что позволило бы ей остаться в Евросоюзе.

– Исходя из Ваших слов, складывается впечатление, что выход Великобритании из ЕС в руках Шотландии и она вполне может попытаться разыграть эту карту.

– Да, такой вариант вполне реален. Ведь, насколько известно по опросам общественного мнения, многие избиратели на референдуме о независимости Шотландии голосовали «против» именно из-за неопределённости, что будет происходить с членством Шотландии в Евросоюзе. Думаю, что для населения Шотландии это очень важный фактор, и правительство Шотландии это будет учитывать.

/politika-i-obshchestvo/010716-brexit/
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment