Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Дальневосточник о Крыме

Специально не хочу ничего комментировать - взгляд жителя Дальнего Востока на Крым иногда забавны, а иногда потрясают: "Какие же дороги у них, если крымские по мнению дальневосточника хороши"?

Пишет Линник Сергей:
В кой-то веки я всё-таки решил выбраться в западную часть страны. Стоит сказать, что для большинства жителей Дальнего Востока в силу удалённости и дороговизны проезда это неординарное событие. До этого, несмотря на возможность бесплатного перелета, я уже больше десяти лет проводил отпуск либо на побережье Японского моря, либо сплавляясь по дальневосточным горным рекам, где отводил душу охотой и рыбалкой. Откровенно говоря, отдых в центральной части России большинство дальневосточников не слишком привлекает, за меньшие деньги можно прекрасно провести время в Приморском крае, в южном Китае, в Таиланде или Вьетнаме.

Крым глазами дальневосточника

Если бы не события начала 2014 года, приведшие к возвращению Крыма в Россию, то, скорей всего, мой отпуск в очередной раз был бы проведён на малой родине. Но выбор сделан, билеты куплены и в путь. Вся дорога заняла примерно сутки, из них 8 часов в поезде до Хабаровска, примерно столько же занял перелёт на аэрофлотовском Boeing 777 до Шереметьево и ещё 2 часа на А320 до Симферополя. В симферопольском аэропорту меня встретило лето!


Было по-летнему тепло, вновь прибывших ласкал теплый приветливый ветерок. А ведь когда я вечером садился в поезд, за «бортом» было всего + 8 градусов, и это при том что значительная часть Дальнего Востока практически находится на одной широте с Крымом! Но как у нас говорят про дальневосточный климат: «Широта крымская, но долгота колымская».

Крым глазами дальневосточника

Стоит сказать, что в республике Крым весьма трепетно относятся к своей истории, на полуострове имеется огромное количество памятников и памятных знаков, напоминающих о подвигах российских и советских воинов. Впрочем, помимо увековечивания воинской славы предков, на полуострове прилагаются большие усилия по сохранению культурного наследия народов, оставивших свой след в Крыму, поддержанию в надлежащем виде многочисленных музеев, исторических и природных памятников. К слову, большинство географических названий на полуострове греческого либо татарского происхождения.

Крым глазами дальневосточника


А природа в Крыму действительно уникальна, где ещё в нашей стране на относительно небольшой территории увидишь такое разнообразие ландшафтов и растительности? Здесь есть горы, поросшие реликтовыми лесами с глубокими каньонами и водопадами, степные безводные равнины и солёные озёра, бухты с отвесными скалами и уютные песчаные или галечные пляжи. Экосистемы на побережье, в горах и в степной части Крыма отличаются настолько, что даже не верится, что они находятся столь близко друг от друга. Всё это, вместе с солнечными лучами, ласковым морем, гостеприимством крымчан, обилием фруктов и даров моря создаёт неповторимую тёплую атмосферу.

Крым глазами дальневосточника

За три недели пребывания на полуострове мне удалось побывать в разных его частях, погостить в приморских и центральных районах. Первое, что бросилось в глаза – это дороги. По сравнению с убитыми дорогами Комсомольска-на-Амуре, можно сказать, что крымские находятся в идеальном состоянии. Конечно, второстепенные направления, особенно в степных районах, местами не безупречны, но в целом крымчанам остаётся только позавидовать, и это притом что местные водители от дорог не в восторге. Лишний раз убеждаюсь – всё в этом мире относительно и познаётся в сравнении. Крымские цены на бензин и дизельное топливо не отличаются от цен в Хабаровском крае, но на полуострове ГСМ полностью привозные, а на Дальнем Востоке несколько собственных НПЗ и нефтепроводы, по которым нефть идёт с Сахалина. Автомобильный парк в Крыму гораздо разнообразней дальневосточного: наряду с многочисленными новыми иномарками немало изделий советского автопрома, чей возраст уже перевалил за 30 лет. В Крыму в основном преобладают европейские марки и относительно свежие модели ВАЗа. Но не редки автомобили американского, корейского и японского производства. Попалось даже несколько праворульных «японок», которые редки в европейской части России, но составляют абсолютное большинство в Приморском и Хабаровском краях.

Регулярное автотранспортное пассажирское сообщение в Крыму – это в основном маршрутки: «Мерседесы», «Газели» и украинские оранжевые «Богданы», которые жутко скрипят при торможении. Удивили непривычно длинные троллейбусные маршруты и невысокая стоимость проезда в общественном транспорте. Так, добраться из Балаклавы до центра Севастополя стоит всего 15 рублей на человека, притом, что это около 25 км в одну сторону. Для сравнения, стоимость проезда в рейсовом автобусе по Хабаровску составляет минимум 23 рубля при намного меньших расстояниях. Днём интервал движения большинства номеров маршруток по Севастополю составляет приблизительно 5 минут. Также непривычно дёшево стоят билеты на катера и паромы, которые в Севастополе являются таким же городским транспортом, как троллейбусы и маршрутки.

Как и крымские дороги, отдельного упоминания заслуживают местные водители. На первых порах меня сильно напрягала скоростная езда по горным серпантинам, и то, на каком расстоянии разъезжаются машины на узких горных трассах. Через пару дней привык, хотя, наверное, и не полностью. На дорогах непривычно мало ГАИшников, за всё время путешествия по Крыму ни разу не заметил прячущихся в кустах инспекторов ДПС. В то же время, несмотря на зачастую бесшабашную манеру вождения крымских автолюбителей, не увидел не одной серьёзной автомобильной аварии. По словам местных жителей, автоинспекторы достаточно терпимо относятся к мелким, не угрожающим безопасности движения нарушениям, но беспощадны к серьёзным. Возможно, дело в том, что перед инспекторами ДПС Республики Крым не стоит задача пополнения бюджета за счёт автомобилистов и хорошие дороги для безопасного движения важнее карательных мер? Вообще полицейских на улицах крымских городов немного, но везде чистота и порядок.

Первые несколько дней моего пребывания в Крыму не покидало ощущение, что я вернулся в Советский Союз. Настоящими заповедниками в этом отношении являются недорогие заведения общественного питания – настоящие «совдеповские» общепитовские столовки с потрескавшимися подносами, гранеными стаканами, местами отколотыми тарелками, гнутыми трубчатыми стульями, не слишком устойчивыми столами и соответствующими интерьерами. Но кормили в них на удивление вкусно и недорого. Впрочем, для взыскательных туристов, не обременённых финансовыми ограничениями, в избытке разнообразных закусочных и ресторанов, но, к сожалению, уровень обслуживания в них и качество предлагаемых блюд не всегда соответствует ценам.

Что касается цен, то на отдельные продукты питания они примерно такие же, как и на Дальнем Востоке. Очень дёшевы по дальневосточным меркам овощи и фрукты, свинина дешевле примерно на 30%, мясо птицы по стоимости не отличается. По рассказам местных жителей «золотым временем» были первые полгода после присоединения к России. Когда цены ещё оставались украинскими, а зарплаты и пенсии стали российскими. За два с лишним года ценники в магазинах и на рынке, конечно, сильно выросли, что, конечно, у крымчан восторга не вызывает. Многие надеются на то, что после постройки керченского моста уменьшатся транспортные расходы, а с ними и цены.

Россия после присоединения Крыма находится под санкциями. Иногда это явление принимает комичные формы. Например, в Крыму невозможно без ухищрений установить некоторые приложения и скачать программы. Также непонятна позиция многих российских сотовых операторов и банков, которые отказываются работать в Крыму. Так, например, в 2014 году на полуострове прекратили деятельность отделения Сбербанка, также не работают и другие крупные российские банки, а сотовые операторы Мегафон и Билайн предоставляют только международный роуминг, как будто я не нахожусь на территории России. В связи с этим возникает закономерный вопрос, это вообще российские компании или нет, и чьи интересы они представляют?

Однако все местные жители, с кем мне довелось пообщаться, однозначно связывают своё будущее с Россией. В некоторых моментах народ, живущий в Крыму, настроен даже более патриотично, чем некоторые жители центральных регионов страны. Так, приезжая девушка, прочитав украинское название остановки в Гугл-картах и спросив, где ей выходить у попутчиков в маршрутке, заслужила немало косых взглядов. Пожилая тетенька с характерным украинским говорком сделала ей замечание: «Шо это за ухраиньски названия в русском городе»? В целом крымчане, как, наверное, и крымские власти, ещё полны энтузиазма и даже революционной романтики. Судя по всему, местные чиновники ещё не так обнаглели, как в остальной России и пока не заражены вирусом коррупции. Однако в некоторых моментах стало появляться и разочарование. Люди в большинстве своём поддерживают президента, но искренне недоумевают, зачем ему такое окружение? Почему растут цены в магазинах, а зарплаты падают? Почему обещания расходятся с делами? При этом большинство неудобных вопросов не стесняются задавать вслух, не боясь, что их обвинят в «экстремизме» и «раскачивании лодки».

В целом перемены к лучшему в Крыму заметны, хотя и происходят они не так быстро, как хотелось бы. После возвращения на историческую родину стали активно развиваться сельскохозяйственная и курортно-туристическая отрасли. Отмечается, что с каждым годом поток отдыхающих россиян из всех регионов страны растёт. Впрочем, инфраструктура Крыма нуждается в серьёзных вложениях, и без помощи центра тут не обойтись. Ведь за годы в составе Украины происходило проедание советского наследства, украинским властям не было дела до территории, населённой в основном русскоязычным населением. Особенно это хорошо заметно, когда едешь по полуострову на поезде Армянск-Феодосия. Большинство предприятий, построенных во времена СССР, разрушены или находятся в упадке. Но в то же время нельзя не отметить, что местные власти прилагают немалые усилия по благоустройству улиц и дворовых территорий, ремонту существующих и строительству новых дорог. Во дворах многоэтажек нет мусора и грязи, в этом отношении коммунальным службам Комсомольска-на-Амуре стоит поучиться у коммунальщиков Крыма. У нас же муниципалитеты и управляющие компании обычно оправдывают своё бездействие отсутствием финансовых ресурсов. Также приятно удивило, что мусор в Крыму не валят в общую кучу. Пластик, картон, бумагу и другие отходы выбрасывают в разные ёмкости, после чего вторичные ресурсы направляются на переработку.

Отдельно остановлюсь на трудностях, которые возникли после народного референдума и присоединения к России. В украинских и западных СМИ в прошлом неоднократно сообщали о том, что полки магазинов в Крыму пусты, население ощущает недостаток воды и электроэнергии. Все мы помним, что нынешние украинские власти приложили немалые усилия, чтобы так оно и было. Но, как очевидец, могу сказать, что особых проблем со снабжением продуктами питания, водой и электричеством в республике нет. Бесперебойно функционируют крымские порты, в кратчайшие сроки были построены новые ЛЭП, что ликвидировало энергозависимость от электрических сетей Украины, и энергосистема Крыма была подключена к ЕЭС России. Частично дефицит электроэнергии был ликвидирован за счёт газотурбинных, ветровых и солнечных электростанций. До 2014 года в Крыму австрийской компанией Activ Solar было построено шесть солнечных электростанций. Кредиторами проекта выступали Сбербанк России, Проминвестбанк, ВТБ Капитал и Ощадбанк. После присоединения к России солнечные и ветряные электростанции перерегистрировались, стали российскими компаниями и платят налоги в федеральный и местный бюджеты, что в итоге позволило решить вопрос с кредитами.

В апреле 2014 года Украина прекратила поставки воды на полуостров по Северо-Крымскому каналу. В среднем ежегодно в Крым по нему поступало около 1,2 млрд. кубометров днепровской воды, что составляло 85% от общего объема потребления воды в Крыму. Но вопреки чаяньям киевских властей, стремившихся экономически задушить республику, за два года без днепровской воды Крым не потерял сельхозпроизводство. Для сельского хозяйства в степных районах Крыма требуется около 80% от всей потребляемой воды. Проблема водоснабжения населения была решена за счёт артезианских скважин и местных водохранилищ, при этом российские военные помогли с прокладкой трубопроводов, а аграрная отрасль стала переходить на засухоустойчивые культуры, а также на капельное орошение из местных источников. В настоящий момент вода по Северо-Крымскому каналу поступает из водохранилищ и подземных источников. Почти за три недели моего пребывания в разных частях Крымского полуострова я не заметил каких либо трудностей со снабжением населения электроэнергией и питьевой водой.

Отдельно хочется остановиться на усилении российского оборонного потенциала в Республике Крым. В прошлом, несмотря на заключённые межгосударственные соглашения, Украина активно проводила политику выдавливания российских военных из Крыма. В настоящее время наше военное присутствие на полуострове восстановлено в полном объёме. С Джанкойского аэродрома в воздух почти ежедневно поднимаются Ка-52, Ми-28Н, Ми-35, Ми-8АМШ 39-го вертолётного полка. На аэродроме Гвардейское в 13 км севернее Симферополя до июля 2014 года размещался 43-й Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова отдельный морской штурмовой авиационный полк, где до недавнего времени эксплуатировались фронтовые бомбардировщики Су-24. Эта авиационная часть была последней в российских вооруженных силах, где ещё поднимались в воздух «двадцатьчетверки» без «буквы М», построенные в конце 70-х. Украинские власти до последнего препятствовали перевооружению единственного российского авиаполка в Крыму на более современную технику. В июле 2014 43-й авиаполк перебазирован на аэродром Саки и перевооружен на Су-24М и Су-30СМ. В Гвардейском в настоящее время размещаются разведчики Су-24МР и штурмовики Су-25, здесь же в марте 2014 года для обеспечения зенитного прикрытия группировки российских войск был развёрнут зенитно-ракетный дивизион С-300ПМ. Противовоздушную оборону Крыма также обеспечивают истребители Су-27П, Су-27СМ и Су-30М2, базирующиеся на аэродромах Бельбек и Кача. Определенные позитивные изменения произошли и с Черноморским флотом. С 18 марта 2014 года главная база Черноморского флота в Севастополе перешла под юрисдикцию России, а Харьковские соглашения, согласно которым Черноморский флот базировался в Крыму на правах аренды, были денонсированы. Начиная с весны 2014 года, боевые корабли стали гораздо чаще выходить в море, происходит усиление флота дизельными подводными лодками и корветами. Нравится это кому-то или нет, после восстановления исторической справедливости Крым и Севастополь есть и в обозримом будущем останутся в составе России и залогом этому являются российские вооруженные силы.

Крым глазами дальневосточника


В завершении публикации хочется отдельно выразить глубокую признательность за гостеприимство и помощь в путешествии по Крыму человеку героической профессии – в прошлом пожарному и спасателю, а теперь пенсионеру, прапорщику МЧС Владимиру Глазунову. Без его транспорта и информационной поддержки мне не удалось бы посетить столько интересных и живописных мест и пообщаться со многими замечательными людьми.

Tags: Крым
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments