Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Современные пираты — граждане Эстонии, Латвии и трое русских без гражданства

18 августа 2009 года завершилась история, которая перевернула общее представление о безопасности морских путешествий.

В июле 2009 в Балтийском море, недалеко от шведских берегов и, по сути, в центре цивилизованной Европы, на сухогруз Arctic Sea, перевозивший древесину из финского порта, напали пираты. Почти месяц спецслужбы разных стран разыскивали и преследовали это судно. В итоге моряки российского сторожевого корабля "Ладный" освободили его уже в Атлантическом океане рядом с африканским государством Кабо-Верде.

http://g4.nh.ee/images/pix/728x404/5XLpSXKUvGw/file65348486_51f86df7.jpg

Пиратами XXI века оказались граждане Латвии, Эстонии, России и трое лиц без гражданства с русскими фамилиями. Осужденные признали, что захватывали судно не только ради выкупа (они требовали за него полтора миллиона евро), но и "для повышения спроса на услуги охраны грузов в Балтийском море" — в этом бизнесе работал один из организаторов операции.


Между тем, пиратство — не такое уж и редкое явление в наши дни, пишет "Российская Газета". Совокупный годовой ущерб, которые наносят морские разбойники, оценивается в 7-12 миллиардов долларов. "РГ" определила самые опасные места мирового океана, где встретить современных флибустьеров проще, чем китов или акул.

Сомали и Аденский залив

Группировки сомалийских пиратов, пожалуй, наиболее известны. Как правило, это молодые люди, вооруженные гранатометами и автоматами и имеющие определенную военную подготовку — уж что-что, а метко стрелять в Сомали умеют даже подростки. Пиратство здесь зародилось в 1990-х, как раз в то время, когда страну охватил политический хаос. Государство развалилось на 10-15 отдельных территорий, которые не удается объединить и до сих пор.

Большинство нынешних морских разбойников — дети кровопролитной гражданской войны. Немало среди них и бывших сотрудников береговой охраны, которые, пользуясь безвластием, стали попросту "штрафовать" проходящие мимо корабли. Затем в пираты переквалифицировались местные рыбаки. Объединяясь якобы для защиты своего промысла, многие в итоге выбрали более выгодный криминальный способ заработка.

И главный фактор — контролируя прибрежные воды, пираты выходят на большой торговый путь, связывающий Средиземное и Красное моря с Персидским заливом и Индийским океаном. Здесь проходит до половины всех мировых насыпных грузов и до трети — контейнеров. Другими словами, Аденский залив ежесуточно пересекают сотни набитых ценностями кораблей, что, учитывая социально-экономическое положение в Сомали, для многих ее жителей становится непреодолимым искушением. Недаром, по словам очевидцев, прибрежные поселки в беднейшей стране наполнены дорогими джипами, а рыбаки перебираются из хижин, обитых железом, в белокаменные дворцы.

Точной статистики нет, но в год жертвами нападений здесь становятся экипажи двух-трех сотен судов. Одновременно в небольших укромных бухтах на сомалийском берегу могут находиться до 50 кораблей, ожидающих выкупа. Переговоры с их владельцами ведут посредники в европейских странах, а речь идет о суммах порядка 5 миллионов долларов. Интересно, что пираты используют разнообразную тактику. Так, захватив весной 2011 года крупногабаритный американский танкер, преступники в течение двух месяцев использовали его в качестве своего плавательного средства. Они подходили на нем к более мелким кораблям и обстреливали их сверху.

Кстати, по данным СМИ, нередко пираты отчисляют властям той или иной сомалийской автономии порядка 10 процентов от суммы выкупа — на социальные или политические проекты. Понятно, что в самой стране бороться с пиратством никто и не думает. Этим занимаются десятки иностранных военных кораблей, включая российские. Им регулярно приходится участвовать не только в конвоировании кораблей. Так, в 2010 году прославился противолодочник "Маршал Шапошников", освободивший танкер "Московский Университет", который под либерийским флагом перевозил почти 90 тысяч тонн нефти.

Малайзия и Малаккский пролив

Этот узкий пролив между Индонезией и Малайзией — еще одно стратегическое для пиратов место. Здесь за год проходит до 50 тысяч кораблей — вдвое больше, чем в Аденском заливе. Недаром этот пролив ставят в один ряд со знаменитыми Панамским и Суэцким. Но если там об организованной преступности речи не идет, то в Малаккском любое судно подвергается большой опасности.

Пираты тут появились еще в XIV веке — на них опирались сначала правящие режимы, затем националисты, которые вели неравную борьбу с колонизаторами из Голландии и Португалии. Современные флибустьеры, зачастую продолжающие ремесло предков, действуют под покровительством местных мафиози. Попадать в криминальную хронику они стали в конце 1990-х, а разгуляться им удалось уже в нынешнем веке. Малайзия, Индонезия и Сингапур — страны, которые в экономическом плане довольно крепко стоят на ногах, были вынуждены усилить морскую охрану, но победить пиратов пока не удается.

Им помогают некоторые особенности этой местности. Во-первых, Малаккский пролив очень узок (в районе Сингапура он сужается до 2,5 километра) и любой танкер оказывается у пиратов в "шаговой" доступности. Во-вторых, дым от постоянных лесных пожаров на индонезийском острове Суматра заставляет суда снижать скорость и в то же время позволяет разбойникам незаметно подходить к кораблям.

Отметим, что малайзийских пиратов считают куда более опасными, чем сомалийских, которые стараются избегать кровопролития. И это при том, что многие местные разбойники — лануны — вооружены не автоматами, а ножами, напоминающими классические мачете.

Нигерия и Гвинейский залив

Гвинейский залив примечателен не только наличием пиратов и добычей нефти, но и тем, что здесь расположен своеобразный центр мира — нулевой меридиан пересекается с экватором. Воды залива омывают берега сразу нескольких африканских стран — это Кот-Д’Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Камерун, Экваториальная Гвинея и Габон. И неудивительно, что у восьми "нянек" дитя оказалось без глаза.

Особенно буйствуют пираты нигерийского происхождения, многие из которых принадлежат к радикальным исламистам. Хорошо вооруженные, зачастую накачанные алкоголем или наркотиками и привыкшие к отчаянным поступкам, поначалу они вели тактику молниеносных грабежей. Однако в последнее время пираты действуют решительнее — в надежде на выкуп забирают на берег кого-то из членов экипажа. Порой не обходится без стрельбы и жертв среди моряков.

Кстати, по некоторой информации, большая часть доходов пиратов идет на финансирование исламистской группировки "Нигерийский талибан", которая тесно связана с пресловутой "Аль-Каидой".

Филиппины и Южно-Китайское море

Моряков, идущих по Южно-Китайскому морю (кроме Китая оно омывает Таиланд, Вьетнам и Филиппины), больше пугают не пиратами, а тайфунами. Последние здесь, действительно, опаснее. Но и встречи с разбойниками не сулят экипажам ничего хорошего. Бандиты, хорошо вооруженные и оснащенные навигационным оборудованием на быстроходных моторках, нападают на суда, как правило, ночью. Днем же они зачастую используют метод "оборотней", переодеваясь, например, в китайскую военную форму.

В основном, местных пиратов интересуют грузы, которые перевозят на кораблях, но случается и тотальный грабеж, когда у моряков отнимают деньги и личные вещи. Целью некоторых нападений становятся корабли, которые преступники затем используют для контрабанды.

Интересно, что в середине XX века у морской мафии в Юго-Восточной Азии была настоящая "крестная мать". Некая мадам Вонг держала целую эскадру из сотни пиратских судов и, по сути, не давала развиваться торговому сообщению между странами этого региона и Австралией. Говорят, Интерпол только за фотографию преступницы обещал колоссальную премию в 20 тысяч фунтов стерлингов. Однако и поймать Вонг не удалось, и пиратство со временем перестало быть таким масштабным.

Бразилия и побережье Тихого и Атлантического океанов

Пиратство в Южной Америке довольно специфично. Здесь речь, как правило, идет не о перехвате судов на транснациональных морских путях, а о банальных грабежах вблизи портов. В Бразилии в этом смысле — самые "беспредельщики". На судно тут могут напасть уже в порту или в очереди за место у пирса. С одной стороны, это объясняется слабой оснащенностью береговой охраны, с другой — возможными связями бандитов с правоохранительными органами. Эта версия объясняет, почему пираты практически безошибочно выбирают те корабли, которые перевозят наиболее ценный груз.

Кстати, бразильские пираты отличились и самым, пожалуй, громким нападением. В 2001 году они ограбили и убили знаменитого яхтсмена из Новой Зеландии, победителя кругосветки Уитбред Питера Блейка. Он имел неосторожность пришвартовать яхту в устье Амазонки вблизи порта Макапа. Самое ужасное, что в тот раз бандиты ошиблись — поживиться им удалось лишь часами яхтсмена и членов экипажа и еще менее ценными вещами.

Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments