Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной

Незадолго до начала Великой Отечественной войны была проведена реорганизация фельдъегерской связи НКВД СССР. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 17 июня 1939 г. № 884-145с она была освобождена от несвойственных ей функций - доставки секретной корреспонденции многочисленных государственных учреждений, профсоюзных и кооперативных организаций, а также от перевозки денег и государственных ценностей. Этим решением правительство оставило за фельдъегерской связью наиболее важные функции - перевозку секретной и совершенно секретной корреспонденции ЦК ВКП(б), СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, наркоматов обороны, военморфлота, внутренних и иностранных дел - от Москвы до республиканских, краевых и областных центров и обратно. В связи с этим изменилась структура, штатная численность, схема фельдъегерских маршрутов. Был образован отдел фельдъегерской связи, входивший в состав Административно-хозяйственного управления НКВД СССР. Вместо имевшихся на 1 августа 1939 г. 3409 аппаратов фельдсвязи по всей стране после реорганизации осталось только 150, вместо 3035 фельдъегерских маршрутов осталось только 106, из них 9 авиационных, 8 автомобильных, 77 железнодорожных, 4 водных и 8 смешанных. Совсем не осталось гужевых маршрутов, а их было 1733.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Реорганизация фельдъегерской связи проводилась в период, когда в СССР в связи с возрастанием военной опасности большое внимание уделялось развитию отраслей оборонной промышленности, созданию новых образцов современной боевой техники и вооружения, укреплению Красной Армии и совершенствованию работы государственного аппарата. В этих условиях требовалась особая четкость и оперативность в работе фельдъегерской связи по обеспечению надежной и своевременной доставки особо важной государственной корреспонденции.

На решение этой главной задачи и была направлена проводимая реорганизация и последующая за ней перестройка работы фельдъегерской связи НКВД СССР. Одновременно большая работа в эти годы велась по обучению кадров, повышению их профессионального мастерства. Это позволило фельдъегерской связи во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешно выполнять все особо важные задания Правительства и Верховного Главнокомандования, которые ей поручались.


Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

С нападением 22 июня 1941 г. фашистской Германии руководство СССР приступило к экстренной мобилизации всех людских и материальных ресурсов для отпора агрессору. В решении этой первоочередной важности задачи принимала участие и фельдъегерская связь, своевременно доставляя по своим каналам все важнейшие документы мобилизационного характера высших и центральных партийных и правительственных органов. Так, уже 29 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР направили через фельдъегерскую связь НКВД СССР директиву всем партийным и государственным органам о перестройке работы на военный лад.

30 июня 1941 года для координации усилий советских, партийных и общественных организаций был создан Государственный комитет обороны (ГКО), а для руководства ходом военных действий несколько раньше была образована Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК), которая в своей деятельности опиралась на Военные Советы фронтов и армий. В тот же день, 30 июня 1941 г. руководство Генерального штаба Красной армии и НКВД СССР возложило обеспечение своевременной доставки особо важных документов ГКО, Ставки ВГК и Генштаба в штабы фронтов и отдельных армий, и от последних в Москву, на фельдъегерскую связь НКВД СССР. Для выполнения этой ответственной и опасной работы была сформирована специальная «Летная группа» из числа добровольцев-коммунистов и комсомольцев. Свои первые полеты в Действующую армию офицеры и сержанты «Летной группы» совершали в трудные июльские дни 1941 года, доставляя по специальным авиационным фельдъегерским маршрутам срочные оперативные документы из Москвы в штабы фронтов.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
К сожалению, уже первые вылеты для некоторых фельдъегерей «Летной группы» закончились трагически. Так, 3 июля 1941 г. при выполнении авиационного маршрута погиб фельдъегерь Михаил Николаевич Смирнов. На пути в Москву после выполнения задания самолет, на котором возвращался из командировки Смирнов, недалеко от города Орши по ошибке был обстрелян из зенитных пулеметов одной из воинских частей Красной Армии. Подбитый самолет упал и разбился, экипаж и фельдъегерь Смирнов погибли. Спустя две недели «Летная группа» потеряла еще одного боевого товарища - фельдъегеря Николая Александровича Жаринова. 20 июля 1941 г. самолет, на котором Жаринов следовал с заданием, на пути от Гомеля к Виннице был сбит немецкими истребителями. Пилот погиб; фельдъегерь в этой сложной ситуации не растерялся и сделал все возможное, чтобы сохранить доверенную ему корреспонденцию - выбросился вместе с ней на парашюте из горящего самолета, но при падении погиб.


Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Эти два трагических случая заставили руководство ОФС принять ряд дополнительных мер по боевой и профессиональной подготовке личного состава «Летной группы». Стали регулярно проводиться стрельбы из боевого оружия, тренировочные прыжки с парашютом, занятия по изучению «Инструкции для фельдъегерей, следующих по авиационным фельдъегерским маршрутам в Действующую армию».

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Однако, полеты фельдъегерей «Летной группы» в штабы фронтов осложнялись еще и тем, что обслуживавшая ОФС 2-я авиаэскадрилья московской авиагруппы особого назначения (преобразованная впоследствии в 3-ю отдельную Краснознаменную авиационную дивизию связи Гражданского воздушного флота, 3-я ОКАДС ГВФ), выделяла в их распоряжение самолеты устаревших конструкций: Р-5, П-5, У-2, СБ-40, СБ-41, к тому же далеко не новые. Именно поэтому на первые годы войны приходится основное количество аварий и авиакатастроф на маршрутах в Действующую армию, нередко заканчивавшихся гибелью экипажей самолетов и фельдъегерей. Так, 29 июля 1941 г. во время служебной командировки в Действующую армию погиб фельдъегерь «Летной группы» Александр Павлович Гасевский. Самолет, на котором он следовал по маршруту Москва-Киев, в районе города Сухиничи потерпел аварию и загорелся; пилот и фельдъегерь погибли. 6 сентября 1941 г. при авиакатастрофе погиб фельдъегерь Михаил Фомич Солодилов. Самолет, на котором он возвращался в Москву из штаба армии, оборонявшей Крым, потерпел катастрофу; Солодилов получил ранения и ожоги всего тела. Находясь в безнадежном состоянии, Михаил Фомич проявил стойкость, мужество и самообладание и просил представителя военного командования передать руководству ОФС, что порученное ему задание выполнено - все документы доставлены по назначению и умирает он с сознанием выполненного долга. В 1941 году «Летная группа» потеряла еще двоих своих товарищей: Александра Ивановича Герасимова и Тимофея Дмитриевича Крупецкова.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Погибших фельдъегерей «Летной группы» заменяли добровольцы, и руководство ОФС в течение всей войны не испытывало затруднений при подборе кадров на эту ответственную и опасную работу. Кроме того, возвращались после излечения в госпиталях на прежнюю работу и фельдъегери, получившие ранения и травмы во время обстрелов самолетов, при авариях и авиакатастрофах. В 1941 году получили ранения и травмы: Е.Т. Захаров, И.Е. Коровкин, П.Я. Косоруков, М.Е.Пучков и С.М.Царев. Все они после выздоровления вернулись в строй и продолжали совершать полеты в Действующую армию.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Правительство высоко оценило их ратный труд. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. за образцовое выполнение особых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество 20 офицеров и сержантов «Летной группы» были награждены орденами и медалями. Указ в этот же день был передан в «Последних известиях» по Всесоюзному радио, а на следующий день опубликован в газете «Правда», на первой полосе, вслед за передовицей. Ордена и медали награжденным вручались в Кремле Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калининым, который тепло поздравил фельдсвязистов с высокими государственными наградами, пожелал успехов в их ответственной и трудной работе и сфотографировался с ними на память.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Руководство НКВД СССР в письме на имя Председателя ГКО И.В. Сталина, представляя наградные листы на фельдъегерей, так характеризовало их деятельность: «Выполняя задания командования Красной Армии, фельдъегерская связь НКВД СССР за время войны с немецкими захватчиками доставила на фронты свыше 120 тыс. пакетов с оперативными документами. Сотрудники фельдъегерской связи сделали за это время до 1 тыс. вылетов в прифронтовую полосу, налетав в общей сложности 1,5 миллиона километров. Оперативные документы Генерального штаба Красный Армии и штабов фронтов и армий независимо от обстановки доставлялись в назначенный срок. При выполнении заданий фельдъегерская связь потеряла из личного состава убитыми 6 человек, пропавшими без вести - 4, раненными и контуженными - 6 человек. Отдельные работники фельдъегерской связи, выполняя задания, проявили мужество, самоотверженность и доблесть».



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Среди получивших орден Красной Звезды был фельдъегерь Константин Константинович Зайцев, который, доставляя оперативные документы в Действующую армию, неизменно проявлял смелость, мужество и находчивость. 29 августа 1941 г. самолет, на котором Зайцев следовал в штаб Северо-Западного фронта, подвергся нападению группы немецких истребителей, был подбит и загорелся. Фельдъегерь сумел выпрыгнуть на парашюте, захватив с собой корреспонденцию и автомат, затем добраться до штаба фронта и сдать документы по назначению. Об этом героическом поступке писала газета «Известия» 3 сентября 1941 г. Только за первый год войны Зайцев совершил 92 вылета в Действующую армию. К сожалению, смелому, мужественному, скромному и обаятельному человеку, каким характеризовали его сослуживцы, не удалось дожить до дня Победы. 12 марта 1943 г., при выполнении очередного задания командования при доставке оперативных документов в штаб Южного фронта, он погиб.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Орден Красной Звезды был вручен в Кремле и младшему лейтенанту госбезопасности Василию Васильевичу Тришкину, который при полетах в штабы фронтов не раз оказывался в сложных ситуациях. Так, 2 августа 1941 г. самолет, на котором Тришкин возвращался из Действующей армии, в районе деревни Нижняя Украинка был обстрелян немцами и совершил вынужденную посадку. Установив, что они оказались на территории, занятой врагом, фельдъегерь вместе с пилотом подожгли самолет и, пройдя около 200 км по вражеским тылам, вышли в расположение советских войск, вынеся также все оперативные документы, полученные в штабе фронта. Во время очередного полета в штаб Карельского фронта 9 июня 1942 г. самолет, на котором следовал Тришкин, не прибыл к месту назначения. Дальнейшая его судьба неизвестна.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

1942 год оказался трагичным еще для нескольких фельдъегерей «Летной группы». Он принес ряд тяжелых утрат для фельдъегерской связи и большое горе в семьи фельдъегерей, погибших при выполнении фронтовых фельдъегерских маршрутов: Василия Дмитриевича Душенкова, Михаила Тимофеевича Русакова, Ивана Павловича Фирстова, Александра Ивановича Панфилова, Николая Васильевича Бакунова. В 1943 и 1944 годах погибли еще три фельдъегеря «Летной группы»: Илья Яковлевич Шестаков, Павел Андреевич Данченко и Гавриил Родионович Ткаченко. Фамилии всех фельдъегерей, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов при выполнении фронтовых фельдъегерских маршрутов, высечены на Мемориале, установленном в здании Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации. Ежегодно в канун Дня Победы ветераны фельдъегерской службы, представители московских и территориальных подразделений фельдъегерской связи возлагают венки и цветы к Мемориалу фельдсвязистов, погибших в годы Великой Отечественной войны, отдавая им дань памяти.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В связи с изменившейся обстановкой на фронтах, фельдъегерская связь во второй половине 1942 года переходит от прямых маршрутов в штабы фронтов Действующей армии к созданию Подвижных групп фельдсвязи. Они создавались по указанию Генерального штаба на некотором удалении от линии фронта; корреспонденция из Москвы доставлялась в эти группы сразу для нескольких фронтов. Практика показала, что наличие таких групп позволяло обеспечивать бесперебойную живую связь Верховного Главнокомандования с Действующей армией независимо от оперативной обстановки и метеорологических условий, так как в этих случаях при невозможности воспользоваться самолетами фельдъегери Подвижных групп доставляли корреспонденцию на поездах и автомобилях.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Обычно, такие группы создавались в период подготовки и проведения наиболее крупных боевых операций, а также весной и осенью, когда погода бывает особенно неблагоприятна для авиации. В начале августа 1942 г., в период обороны Кавказа и Сталинграда, в Астрахани создается первая такая группа, которая несколько раз меняла место своего расположения. Сначала она была перебазирована в город Махачкалу, а затем в Баку, где функционировала около двух месяцев. В ее задачу входило обеспечения доставки корреспонденции в штабы Сталинградского, Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов. Подобные Подвижные группы фельдсвязи создавались в дальнейшем в Вильнюсе, Калинине, Кировограде, Минске, Первомайске, Полтаве, Пскове, Россоши, Ростове-на-Дону, Сальске, Смоленске, Тихвине, Харькове и ряде других городов и населенных пунктов. Для организации этой групп привлекался руководящий, инспекторский и фельдъегерский состав из числа наиболее подготовленных сотрудников.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В октябре 1942 г. «Летная группа» фельдсвязи, ранее находившаяся в структуре 4-го отделения ОФС НКВД СССР, была преобразована в самостоятельное отделение с непосредственным подчинением руководству ОФС - заместителю начальника отдела фельдсвязи Б.И. Краснопевцеву, который перед каждой командировкой в Действующую армию подробно инструктировал сотрудников, объяснял ситуацию на том или ином маршруте, прорабатывал варианты действий фельдъегерей и экипажей самолетов в возможных экстремальных ситуациях. Ему же они докладывали о выполнении заданий. У личного состава «Летного отделения» Борис Иванович неизменно пользовался авторитетом: организаторский и ораторский талант, высокий профессионализм, умение расположить к себе подчиненных, ободрить и помочь в трудную минуту снискали ему любовь и уважение не только фельдъегерей «Летного отделения», но и всего коллектива отдела фельдсвязи.



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Помимо выполнения фронтовых фельдъегерских маршрутов очень важной по своей значимости была работа по обеспечению надежной фельдъегерской связью партийных, правительственных, военных и оперативных органов, как в центре страны, так и на местах. Особая ответственность возлагалась на подразделения фельдсвязи, обслуживавшие высшее военное командование и правительство. С особым напряжением работала группа офицеров и сержантов, которые в любое время суток доставляли в разные районы города Москвы постановления ГКО. В годы войны в этой группе добросовестно трудились: Г.П. Архипов, Г.М. Иванов, Н.А. Козлов, А.И. Куприянов, А.С. Крючков, С.М. Покатилов, М.В. Соткин, Н.П. Якимчук и другие. На основании специальных пропусков они могли беспрепятственно передвигаться по Москве в любое время суток, в том числе во время воздушной тревоги и комендантского часа. В своих воспоминаниях маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, рассказывая о порядке подготовки решении ГКО, дает высокую оценку и работе фельдъегерей: «После написания постановления ГКО тут же набело перепечатывалось в машбюро у Поскребышева и после подписи без промедления доставлялось фельдъегерями заинтересованным лицам. Словом, оперативность в этом вопросе была на высоте».



Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Большая ответственность ложилась и на фельдъегерей, которые обслуживали Секретариаты Заместителей Совнаркома СССР. На эту работу подбирали дисциплинированных, расторопных и хорошо знающих работу сотрудников. Например, во время войны Секретариат В.М. Молотова обслуживал фельдъегерь Василий Кузьмич Иванов, который хотя и был довольно молод, но уже имел за плечами хорошую армейскую школу - службу в пограничных войсках и участие в Советско-финской войне. За героизм, проявленный в одном из боев, в котором он получил тяжелое ранение, Иванов был награжден орденом Красного Знамени. Руководство ОФС не ошиблось, доверив ему ответственный участок работы - он зарекомендовал себя с самой положительной стороны, четко и добросовестно выполнял любой сложности поручения, доставляя срочные пакеты не только по Москве, но и в прифронтовые районы. Добросовестно трудился Василий Кузьмич и в послевоенные годы. Ему, как одному из самых опытных сотрудников, часто поручались специальные задания по обслуживанию руководителей страны во время их поездок по стране и в зарубежные страны. Более 20 лет он трудился в подразделении фельдсвязи, выполнявшем специальную работу, связанную с выездами за границу. Его добросовестный труд, нередко в очень сложных условиях, особенно при командировках во Вьетнам и другие горячие точки планеты, отмечен высшей государственной наградой того времени - орденом Ленина.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Не менее самоотверженно трудились в годы войны офицеры и сержанты других подразделений ОФС НКВД СССР. Например, Сергей Кондратьевич Кулешов рассказывал о том, как он и его сослуживцы в годы войны обеспечивали работу эвакуированных в октябре 1941 г. в г. Саратов аппаратов президиума Верховного Совета и Совета министров РСФСР. Все сотрудники с началом Великой Отечественной войны были переведены на казарменное положение и трудились день и ночь, не жалея сил. Ничто не могло помешать успешному выполнению задач, поставленных перед отделом фельдъегерской связи - ни налеты вражеской авиации, ни затемнение улиц городов, ни недостаток транспортных средств, ни другие трудности, возникавшие в условиях военного времени.

окончание следует...

Tags: Великая Отечественная, Насправди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ассиметричный ответ

    Нам до этого еще далеко, но тренироваться необходимо уже сейчас. А пока не нужно зубоскалить и злорадствовать над противником и/или "нашим…

  • Клевета залог богатства

    Сандру Мюллер, начавшую во Франции кампанию против сексуальных домогательств вслед за флешмобом "MeToo", признали виновной в клевете. Как…

  • Никто не любит янки

    Военнослужащие США, которые после вывода войск из Сирии вошли в Ирак, могут находиться на его территории в течение месяца. Такое заявление сделал…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments