Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Фельдъегеря в Великой Отечественной

Ветеран фельдъегерской службы Анна Петровна Тарасова в своих воспоминаниях рассказала о работе экспедиторского подразделения фельдсвязи во время войны, где в основном трудились женщины. Она пишет: «...Работы было много, людей не хватало, но никто не жаловался на трудности военного времени и сложности в работе. Настроение у всех сотрудников было хорошее, бодрое». Кроме основной работы, сотрудницы этого подразделения дежурили в госпиталях, ухаживая за ранеными, принимали участие в борьбе с зажигательными бомбами после налетов на Москву самолетов вражеской авиации.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Большое внимание в годы войны уделялось поддержанию регулярной связи с республиканскими, краевыми и областными центрами через московских или местных фельдъегерей, курсирующих по постоянно действующим фельдъегерским маршрутам. Несмотря на нарушение нормального графика движения пассажирских поездов, эти маршруты по стране бесперебойно действовали даже в самый трудный период войны (1941-1942 гг.).

А к концу 1944 года схема фельдъегерской связи включала 132 маршрута, в том числе 102 железнодорожных, 17 авиационных, 7 автомобильных, 2 водных и 4 смешанных. За три года войны по маршрутам фельдъегерской связи было перевезено 42859 тыс. секретных пакетов и 4850 тонн грузовой корреспонденции. Кроме того, начиная с 1942 года по требованию Президиума Верховного Совета СССР фельдъегерская связь обеспечивала доставку в Москву орденов и медалей с эвакуированного в Краснокамск Московского Монетного двора.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Особые трудности в годы войны выпали на долю сотрудников подразделений фельдсвязи ряда республик, краев и областей, оказавшихся в прифронтовой полосе. Фельдъегери этих подразделений почти постоянно выполняли свои служебные обязанности в экстремальных условиях, особенно личный состав прифронтовых подразделений. Многие из них обеспечивали доставку корреспонденции в Действующую армию, используя при этом авиацию, железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. Выполнение таких командировок было связано с большими трудностями. Вот, например, что рассказал в своих воспоминаниях ветеран фельдъегерской службы ОФС г. Мурманска П.И. Валюжский: «В один из июльских дней 1943 года, когда советские передовые части вели упорные, кровопролитные бои с немецкими захватчиками на Карельском фронте, мне вместе с фельдъегерем В.Я. Григорьевым было поручено доставлять срочные оперативные документы из Беломорска, где в то время размещался штаб Карельского фронта, в город Мурманск. Поезд, в котором мы ехали около ст. Полярный круг, внезапно подвергся бомбежке. Был выведен из строя паровоз и разбито несколько вагонов, в том числе и вагон, в котором находились мы. Чудом оставшиеся в живых, мы с Григорьевым сумели сохранить доверенную нам важную корреспонденцию и, не теряя времени, преодолевая сопки и болота, добрались пешком до ближайшей станции, сели в поезд и своевременно прибыли в Мурманск, доставив корреспонденцию по назначению и в срок». За успешное выполнение задания и проявленные при этом мужество и находчивость фельдъегерям ОФС г. Мурманска Петру Ивановичу Валюжскому и Виктору Яковлевичу Григорьеву приказом НКВД СССР от 12 июля 1943 г. № 475 была объявлена благодарность с выдачей месячного оклада.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В сложных условиях во время войны выполнял свои служебные обязанности личный состав подразделений фельдсвязи Краснодарского края, особенно Сочинской фельдъегерской группы. Фельдъегери этой группы обеспечивали доставку оперативных документов для Черноморской группы войск Закавказского фронта. Трудности заключались в том, что весь путь от Сочи до Геленджика систематически обстреливался с воздуха вражеской авиацией. Помимо этого, фельдъегеря Сочинской группы привлекались к выполнению других специальных заданий. Например, фельдъегери В.Е. Дъяконов, В.И. Евдокимов и И.Ф. Комаров неоднократно выполняли специальные задания по доставке секретной корреспонденции в адрес начальников оперативных групп НКВД и командиров партизанских отрядов по месту их дислокации, а обратно из-за линии фронта доставляли крупные суммы денег, собранные партизанами на строительство танковых колонн. За успешное выполнение этих заданий все трое были награждены медалями «За отвагу».

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Самоотверженно трудились в период войны и сотрудники отделения фельдсвязи УНКВД Сталинградской области. До приближения линии фронта к Сталинграду они выполняли маршруты: Сталинград - Ростов-на-Дону, Сталинград - Тихорецкая через которые Москва была связана с Югом. При приближении линии фронта непосредственно к городу на ОФС г. Сталинграда была возложена задача по обслуживанию Сталинградского и Южного фронтов, Сталинградского комитета обороны и других областных организаций. Обслуживание фронтов производилось с доставкой оперативных документов на передовую линию. Фельдъегерям нередко приходилось доставлять корреспонденцию под обстрелом вражеской артиллерии и минометным огнем. С большими трудностями фельдъегерский состав столкнулся при переправе через Волгу под непрерывными бомбежками неприятеля. Особенно отличились в период обороны Сталинграда фельдъегеря Моисей Кузьмич Рогожин, Василий Николаевич Фирсов и Иван Григорьевич Фролов. Все трое были награждены правительственными наградами. Ежедневную же связь между Москвой и Сталинградом осуществляли фельдъегеря московского «Летного отделения». За период обороны Сталинграда наибольшее количество вылетов с такими документами совершили фельдъегери: Н.И. Иванов - 25 вылетов, П.Я.Косоруков и В.Е. Денисов - по 23 вылета. Все трое по ходатайству Председателя ГКО Сталинграда А.С. Чуянова за четкое и самоотверженное выполнение специальных заданий были награждены медалями «За оборону Сталинграда».

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Чрезвычайно тяжело во время войны приходилось сотрудникам ОФС УНКВД Ленинградской области. Преодолевая неимоверные лишения и трудности уже в начальный период войны, и особенно во время блокады города, работая почти беспрерывно под обстрелом артиллерии и бомбежками с воздуха, сотрудники отдела с честью выполняли свой долг перед Родиной. Особенно большие нагрузки выпали на долю фельдъегерей, которые обеспечивали доставку корреспонденции местным адресатам, выполняя городские маршруты в основном пешком из-за отсутствия необходимых транспортных средств. Ленинградский ОФС обслуживал штабы 4-й, 7-й, 8-й и других армий, расположенных в Ленинградской области, штаб Балтийского флота и штабы Ленинградского, Волховского, Карельского, Северного и Северо-Западного фронтов. Постоянно поддерживалась связь с Москвой. Кроме ежедневного авиационного маршрута Москва - Ленинград, выполнявшегося московскими фельдъегерями «Летного отделения», до момента начала полной блокады функционировали также железнодорожный маршрут Ленинград - Москва и авиационный маршрут Ленинград - Вологда - Москва, который выполняли ленинградцы, доставлявшие в Москву и из Москвы преимущественно грузовую корреспонденцию. Выполнять эти маршруты приходилось в исключительно трудных условиях. Как вспоминал старшина В.А. Воронин: «7 сентября 1941 г. выехал в командировку Ленинград - Москва через Шлиссельбург, но выполнить ее не представлялось возможным, так как утром 8 сентября г. Шлиссельбург был занят фашистами. Был сильный обстрел правого берега Невы, все рвалось и горело. Мы вынуждены были возвращаться назад. До ст. Пороховое ехали товарным поездом, а затем до Финского вокзала трамваем. Вечером 8 сентября у Финляндского вокзала попали под сильную бомбежку. У нас было четыре мешка груза. Пришлось приложить немало сил, чтобы сохранить груз».

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Помимо регулярных фронтовых фельдъегерских маршрутов, фельдъегерская связь в годы войны выполняла также целый ряд других наиболее важных заданий. Нередко фельдъегерям поручалась доставка особо срочных документов для вручения лично командующим фронтами, членам Военных Советов фронтов и другим военным руководителям. В этих случаях от них требовалась особая расторопность, чтобы быстро отыскать местонахождение адресата и своевременно вручить корреспонденцию. Помимо этого, фельдъегерской связью в штабы фронтов и отдельных армий доставлялась аппаратура правительственной «ВЧ»-связи. Этими же каналами направлялась в Действующую армию радиоаппаратура для разведчастей, другие специальные грузы государственной важности.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Среди особых поручений правительства, выполненных фельдъегерской связью в 1943 году, следует отметить обслуживание Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав - председателя Совнаркома СССР И.В. Сталина, президента США Ф.Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчиля с участием дипломатических советников и представителей военных штабов, которая проходила с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. За четкое обеспечение материалами членов советской делегации в период подготовки и проведения конференции группа сотрудников фельдъегерской связи из десяти человек Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 г. была награждена орденами и медалями.


Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Наконец, весной 1944 года на фельдъегерскую связь НКВД СССР было возложено выполнение первого международного авиационного маршрута. Это было сделано по настойчивой просьбе заместителя наркома обороны СССР генерала армии Хрулева, который в письме на имя заместителя председателя Совнаркома СССР А.И. Микояна констатировал: «Отправка секретной и совершенно секретной корреспонденции из СССР в Иран самолетами без постоянного курсирования офицеров фельдъегерской связи вызывает недоразумения на контрольно-пропускном пункте в г. Баку, вследствие чего руководящие указания, директивы и приказы задерживаются на продолжительное время доставкой адресату, теряют свое значение- оперативность - и не выполняются в установленные сроки».
Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.



С 29 апреля 1944 г. был установлен первый в истории фельдъегерской связи постоянный международный фельдъегерский авиамаршрут Москва - Тегеран - Москва. Выполняли этот маршрут опытные офицеры «Летного отделения» фельдсвязи Петр Яковлевич Косоруков и Михаил Куприянович Липатов. Они обеспечивали обмен секретными документами НКО СССР и некоторых других наркоматов с Советским транспортным управлением в Иране. Помимо этого, в том же 1944 году было установлено еще несколько международных авиационных фельдъегерских маршрутов: Москва - Бухарест, Москва - Люблин и др. для поддержания регулярной связи со штабами фронтов, расположенных на территории европейских государств, и советскими представителями в Союзных контрольных комиссиях. Все эти маршруты выполнялись фельдъегерями «Летного отделения», получившими пропуска на право пересечения границы и разрешения на пребывание на территории другого государства.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В 1944 году большое внимание уделялось восстановлению фельдъегерской связи на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории страны. По мере изгнания врага, во всех освобождаемых республиканских, краевых и областных центрах немедленно воссоздавались подразделения фельдъегерской связи, устанавливалось сообщение с Москвой и принимались на обслуживание местные органы власти и воинские части Действующей армии. На первых порах руководители этих подразделений при организации работы встречались с большими трудностями, особенно при комплектовании и обеспечении транспортом. Так, например ОФС в г. Минске и областные подразделения фельдсвязи Белоруссии пришлось комплектовать, в основном, за счет партизан, незнакомых с фельдъегерской службой. Из 11 междугородных фельдъегерских маршрутов только 2 (Минск - Москва и Минск - Гомель) выполнялись на пассажирских поездах ежедневно, остальные 9 - на товарно-пассажирских поездах, которые курсировали нерегулярно. Некоторые из этих маршрутов выполнять было небезопасно, поэтому фельдъегери помимо личного табельного оружия вооружались еще и автоматами.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Особое внимание фельдъегерская связь продолжала уделять обслуживанию Действующей армии на завершающем этапе войны, надежно обеспечивая регулярный обмен корреспонденцией (директивы Ставки ВГК, планы военных операций, постановления ГКО, доклады и донесения штабов фронтов и др.) высшего военного командования страны с командующими фронтами. Большую роль в бесперебойном обеспечении этой работы сыграла образованная в конце декабря 1944 г. специальная «Подвижная группа» фельдсвязи в количестве 15 фельдъегерей. Она была создана во время подготовки и проведения крупнейших наступательных военных операций, завершившихся штурмом Берлина, и первое время располагалась в Минске. Учитывая важность задач, поставленных перед этой группой, возглавил ее заместитель начальника ОФС НКВД СССР подполковник Б.И. Краснопевцев, его заместителем стал капитан Е.Н. Казаков. Этой группе было поручено обеспечить четкую бесперебойную связь Москвы со штабами 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов. Наряду с авиационными и железнодорожными, особенно большую роль тогда сыграли фельдъегерские маршруты, выполняемые на автомашинах, предоставленных в распоряжение группы Краснопевцева Главным управлением связи Красной армии (ГУСКА). Из Минска эта группа вскоре перебазировалась в город Лодзь (на территории Польши), откуда и обеспечивала связью штабы фронтов, участвовавших в Берлинской операции, вплоть до дня Победы.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Руководители Главного Управления связи Красной армии генералы Иван Терентьевич Пересыпкин и Николай Демьянович Псурцев, в чьем оперативном соподчинении находились «Летное отделение» и «Подвижные группы», неизменно давали высокую оценку деятельности фельдъегерской связи. В приказе ГУСКА от 19 января 1945 г. № 19 отмечалось: «За время Отечественной войны фельдъегеря ОФС НКВД СССР своей работой по доставке корреспонденции действующим фронтам оказали огромную помощь связистам Красной армии, и тем самым способствовали своевременной передаче боевых документов фронтам. Многие из фельдъегерей более 200 раз вылетали на самолетах на фронт и имеют по 2000-2500 часов налета. Наиболее отличившимся Т.Т. Косорукову П.Я., Кирюшенкову A.M., Морозову М.Г., Кадетову К.С., Степанову Л.В., Чалъцеву Т.И., Сальникову Д.А., Денисову В.Е., Князеву И.А., Ивлеву С.Ф., Русакову А.Т., Коровкину И.Е., Комарову И.Д., Лучину Д.С., Близнякову Я.Д. -объявляю благодарность и награждаю т.т. Денисова В.Е., Русакова А.Т. и Близнякова Я.Д. знаком «Отличный связист».


Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В 1945 г. фельдъегерская связь продолжала выполнять специальные задания по обслуживанию видных государственных и военных деятелей СССР. Так, например, 9 апреля руководство ГУСКА обратилось в НКВД СССР с просьбой «выделить и закрепить группу фельдъегерей для доставки секретной корреспонденции и материалов ТАСС маршалу Советского Союза A.M. Василевскому по маршруту Москва - Инстербург». Этот специальный маршрут выполняли опытные офицеры фельдсвязи: С.Ф. Ивлев, И.Д. Комаров, П.Я. Косоруков и М.К. Липатов. Кстати, A.M. Василевский неплохо знал фельдсвязь и высоко ценил ее деятельность. Не случайно его приказом - Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке от 22 сентября 1945 г. № 027 (НТ) 10 сотрудников фельдъегерской связи за участие в войне с Японией были награждены: орденом Красной Звезды - В.М. Захаркин, Е.Н. Казаков, Д.А. Сальников; медалью «За боевые заслуги» - В.А. Быстров, С.И. Готовцев, Д.И. Костенко, Г.Д. Лезин, И.В. Лыков, Н.А. Сурусин, Н.Я. Трудненко. Наконец, среди особых заданий, выполненных фельдъегерской связью в 1945 году, следует отметить доставку корреспонденции по существовавшим тогда авиационным фельдъегерским маршрутам в адрес членов советских делегаций на Ялтинской (Крымской) и Потсдамской конференциях союзных держав.

Фельдъегерская связь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Об общем объеме работы, выполненной специальными летными отделениями и группами за годы Великой Отечественной войны, говорят следующие статистические данные: совершено 13.100 боевых вылетов в Действующую армию, более 100 тыс. часов налетали фельдъегери этих подразделений и покрыли расстояние около 25 млн. км. В эти общие данные наиболее весомый вклад внесли: К.С. Кадетов - 292 вылета, 2 436 часов, 543 тыс. км; М.Г. Морозов - 282 вылета, 2 688 часов, 576 тыс. км; А.П. Савченко - 275 вылетов, 1 772 часа, 291 тыс. км; П.Я. Косоруков - 271 вылет, 2 802 часа, 639 тыс. км; Н.И. Иванов - 266 вылетов, 1 058 часов, 272 тыс. км; Т.Н. Чальцев - 263 вылета, 2 189 часов, 478.200 км; Л.В. Степанов - 226 вылетов, 2 334 часа, 506.300 км; М.И. Касаткин - 219 вылетов, 880 часов, 230.400 км; В.В. Малахов - 201 вылет, 1 400 часов, 301.400 км; Д.С. Лучин - 195 вылетов, 1 602 часа, 333.500 км. В первый послевоенный год фельдъегерская связь МВД СССР отмечала свой юбилей - четверть века существования в системе органов ВЧК-ГПУ-ОГПУ- НКВД-МВД СССР. По этому случаю был издан приказ министра внутренних дел СССР от 8 августа 1946 г. № 319, которым 257 сотрудников из разных подразделений фельдсвязи страны, внесших наибольший вклад в совершенствование фельдъегерской службы и отличившихся при выполнении заданий в годы Великой Отечественной войны, были награждены ведомственными наградами.

Боевые дела и самоотверженный труд сотрудников фельдъегерской связи в годы Великой Отечественной войны являются прекрасным примером беззаветного служения Родине и народу для фельдсвязистов всех последующих поколений.

https://gfs.gov.ru/istoriya-sluzhby/feldegerskaya-svyaz-v-vov-1941-1945/fs_1941-1945_001.jpg
https://gfs.gov.ru/istoriya-sluzhby/publikacii/inye-publikacii/feldegerskaya-svyaz-v-vov-1941-1945/
http://naspravdi.info/istoriya/feldegerya-v-velikoy-otechestvennoy
Tags: Великая Отечественная
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo centercigr july 12, 13:35 1
Buy for 110 tokens
Война на Донбассе продолжается. Каждый день каратели ВСУ обстреливают города и села молодых Республик. Поэтому наш военно-гуманитарный центр продолжает (начиная с 2014 года) собирать точечные грузы для подразделений вооруженных сил ЛНР и ДНР. Сводный обновляемый пост, в котором отражается…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments