Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Выходила на берег "Катюша"... Начало.

Я не планировал данным опусом поразить специалистов в истории оружия новыми "открытиями". 
Скорее это писалось для людей, которые, кроме того, что была такая машина "Катюша", не знают о ней ничего. Сведения, использованные при написании данного материала, в принципе, общеизвестны. Но, может быть, хотя бы кто-то узнает для себя что-то новое.
Все знают о том, что в ходе Великой Отечественной Войны (каковое название среди "продвинутых историков" сейчас принято заменять на "Вторая Мировая Война"), Красная Армия широко применяла Реактивные Системы Залпового Огня (РСЗО). Большинству народа эти РСЗО известны как "Катюши", или "гвардейские минометы". 

Я попытаюсь в меру своих сил и знаний рассказать об истории создания различных модификаций этих установок. 
     Кто изобрел "Катюшу" - на данный момент загадка. По крайней мере, для меня. Понятно, что это был целый коллектив ученых и инженеров, а не один человек. Но кто-то изобретает, а кто-то доводит конструкцию до ума. Первоначально официальным "отцом" Катюши считался  А.Г. Костиков, затем в прессе появились обвинения в адрес Костикова в том, что он "настучал" на истинного конструктора реактивных снарядов и пусковых установок Г. Е Лангемака. В результате доноса того посадили и расстреляли. В то же время существует и версия, что Лангемака репрессировали не по доносу Костикова. (Впрочем,донос на Лангемака явная липа. Он проходил по делу "Реактивного НИИ из-за того, что это было детище Тухачевского. Тогда же сел и Королев и масса людей. Замечу, что именно этот расстрелянный гений ввел в обращение термин "Космонавтика". Это к вопросу о разумности репрессий).  
В июне 1938 года было принято решение о разработке наземной пусковой установки для залповой стрельбы 132-мм реактивными снарядами. Одна из первых экспериментальных установок была смонтирована вообще на прицепе, хоть и изготовленном на базе шасси двухосного грузовика неустановленной модели. Направляющие располагались вдоль прицепа. 
Также велись работы по одиночным пусковым утановкам. В частности, их пробовали разместить на танках и автоприцепах (на фото).
К октябрю того же года
конструкторами была предложена установка на шасси Зис-5, которая имела 24 направляющих, расположенных поперек машины. В ноябре-декабре машина уже проходила полигонные испытания. Однако результаты испытаний были признаны неудовлетворительными ввиду трудоемкости заряжания (с "дула"), и низкой кучности из-за малой длины направляющих и раскачивания машины при стрельбе.
 Поэтому 7 июня 1939 года на артиллерийском полигоне прошли пуски 132-мм снарядов уже с другой установки, которая и стала прототипом всем известной "Катюши" БМ-13-16. Теперь направляющие снова размещались вдоль машины, а их длина была увеличена до пяти метров. Есть две версии, откуда взялась такая длина направляющих: первая - в результате расчетов, вторая - приняли максимльно возможную по габаритам железнодорожных вагонов того времени. Кстати, авиационные ЭРЭСы тоже были модернизированы. Модернизированные варианты назвали соответственно М-13 и М-8. МУ-1 [] она же []

 

25 декабря 1939 года после дополнительных испытаний Главное артиллерийское управление приняло пусковую установку БМ-13 и снаряд М-13. Затем вопрос с принятием установки на вооружение застопорился.

  
   БМ13-16 ЗИС-6 []

Установка БМ-13-16 на шасси ЗиС-6

   Однако в феврале 1941 года наркомат общего машиностроения издал приказ об организации на воронежском заводе им. Коминтерна производство машин БМ-13. Воронежскому заводу им. Коминтерна предписывалось изготовить опытный образец к 1 июля и еще 40 штук до конца 1941 года. (5).  

   А после демонстрации 15 -17 июня нового оружия "высокому начальству" предписание для завода изменили в сторону увеличения. Надо было изготовить уже не один, а два образца к той же дате. Эти две установки были изготовлены досрочно, 27 июня. А уже 28 июня пять установок, изготовленных ранее в 1939-1940х годах в РНИИ и две воронежских "Катюши" были объединены в батарею для отправки на фронт с целью проверки качества нового оружия и его боевой эффективности. (Кстати, оказывается, в РНИИ было изготовлено не пять, а шесть установок. Шестая пусковая установка БМ-13 была изготовлена по заказу артиллерийского управления Военно-Морского флота и вместе с партией сигнальных и осветительных реактивных снарядов её направили в Севастополь. Применялась ли она под Севастополем, мне неизвестно, но впоследствии она "всплыла" под Керчью, где обстреляла немецкие позиции зажигательными снарядами. В ответ её позиция была обстреляна из немецких реактивных миномётов Nebelwerfer, причём некоторые источники утверждают, что стреляли они химическими снарядами. Однако точной информации по этому эпизоду я не имею) 

   2 июля 1941 года машины были отправлены из Москвы на Западный фронт с запасом снарядов порядка трех тысяч штук (причём встречаются утверждения, что среди этих снарядов были и зажигательные). 

   14 июля 1941 года в15 часов 15 минут батарея нанесла удар по занятому фашистами железнодорожному узлу города Орша в Белоруссии. Согласно официальной версии - станция была забита немецкими эшелонами. Согласно неофициальной - советскими. Какая из версий правильная - судить не берусь. Желающие могут разобраться сами. Первое боевое применение "Катюш" доказало эффективность новой техники. Но в октябре 1941 года батарея оказалась в окружении. В ночь на 7 октября она попала в засаду. Большая часть личного состава, в том числе командир, погибла, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины.  

   В ночь с 21 на 22 июля на Западный фронт отправилась вторая батарея. Она была направлена в 19ю армию. Почти одновременно третья батарея прибыла в 16ю армию. В последующие дни августа 1941 года в действующую армию были отправлены еще пять батарей реактивной артиллерии - две на Западный, одна на Юго-Западный фронты и по одной под Ленинград и Киев. (6) 

В августе - сентябре 1941 года на фронт было отправлено уже 324 пусковые установки.

15 октября 1941 г Завод имени Сталина, на котором производились автомобили ЗиС -6, служившие базой для "Катюш" был остановлен, и началось перебазирование цехов на восток. Забегая вперед, скажу, что производство ЗиС-6 так и не возобновилось. Почему - неясно. В печати встречаются две версии. Обе связаны с задними мостами автомобилей. По одной из версий, не было оборудования для изготовления червячной главной передачи (а куда оно, интересно, делось?) По другой - не хватало дефицитной оловянистой бронзы для шестерен всё той же главной передачи. От себя могу добавить ещё одну версию - стали поступать грузовики по лендлизу, и поэтому свое производство решили не разворачивать. Первоначально после остановки завода имени Сталина для установки "Катюш" реквизировались уже эксплуатирующиеся в войсках и на гражданских предприятиях "ЗиСы". Вообще ЗиС-6 был не самым удачным шасси для "Катюши". Фронтовики в своих воспоминаниях иногда называют его "ЗиС-стоп" за низкую проходимость. По одним данным, производство БМ-13-16 на шасси ЗиС-6 было прекращено в ноябре 1941 года. По другим - установки на шасси ЗиС-6 выпускались ещё и в 1943м.(8) В некоторых источниках пишется, что несколько таких установок дошли до Берлина. Но фотографий "Катюш" на шасси ЗиС-6 на улицах Берлина я не видел.

В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации завода им. Коминтерна, выпускавшего установки БМ-13. Ведущим предприятием по выпуску пусковых установок был назначен московский завод "Компрессор". В то же время "Катюши" собирались и на других заводах, например, на заводе "Уралэлектромашина".

Между тем, кроме установок под снаряд М-13, были разработаны и установки под менее мощный снаряд М-8.

 
 
 
 
 
    [] БМ-8-36 []

Установка БМ-8-36 на шасси ЗиС-6

   В августе 1941 года для 82-мм реактивных снарядов М-8 была разработана 36-зарядная пусковая установка БМ-8-36 на шасси автомашины ЗИС-6. В ней использовались отдельные узлы и детали от БМ-13, с авиационными направляющими типа "флейта", которые изготавливались из дюралюминиевых труб. Затем эти направляющие были заменены на направляющие типа "балка".
Катюша ГАЗ ММ []

Небольшое количество "Катюш" под снаряд М-8 выпускалось даже на шасси ГАЗ-ММ.

 

 

БМ-8-24 [] БМ 8-24 фото []

Установка БМ-8-24 на шасси лёгкого танка

   Также установка для снарядов М-8 была разработана на шасси легких танков Т-40, Т-60. Она имела 24 направляющих, и называлась БМ-8-24. Двигатель танка (или, как его называли на фронте "танкетки") Т-60 работал на только на высококачественном бензине. Запас хода составлял всего 600 моточасов, а потом двигатель надо было менять, то есть отправлять в капитальный ремонт вместе с установкой. Тем не менее, "Катюши" на шасси Т-60 эксплуатировались, как минимум, до 1944 года. 

            К концу 1942 года более семидесяти процентов "Катюш" были под снаряд М-8.(9)

   В начале 1942 г. было принято решение использовать удачную конструкцию артиллерийской части пусковой установки БМ-8-24 для создания более мощной установки на шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Артиллерийская часть новой пусковой установки, принятой на вооружение в середине 1942 г под названием БМ-8-48, отличалась от артиллерийской части БМ-8-24 тем, что в ней вместо одного были применены два пакета направляющих типа "балка". Соответствующим образом залп новой установки состоял из 48 снарядов, а не из 24, что вдвое повышало мощность огня. Около пятидесяти установок М-8-36 были смонтированы на шасси ГАЗ-ААА. От использования шасси ГАЗ-ААА отказались, по одним сведениям - потому что установка получилась перетяжеленной, по другим - потому что автомобили ГАЗ_ААА перестали выпускаться в 1943 году после того, как Горьковский автозавод подвергся массированным бомбардировкам. 

   В связи с начавшимися поставками техники по ленд-лизу появилась возможность использовать шасси грузовых автомобилей "Студебеккер" и "Форд-Мармон". Пусковая установка БМ-8-48 на этих шасси стала стандартной для стрельбы реактивными снарядами М-8 и состояла на вооружении гвардейских минометных полков до конца войны. А в конце войны появились ещё более мощные установки БМ-8-72. 

БМ 8-48 студер []  []

Установка БМ-8-48 на шасси "Студебеккер".

             После того, как установки БМ-13-16 прекратили устанавливать на шасси ЗиС-6, в качестве нового "ракетоносца" был выбран трактор СТЗ-5 (или, если говорить более точно - артиллерийский тягач СТЗ-5).  Установки на тракторном шасси имели несколько лучшую проходимость, чем на шасси ЗиС-6 (хотя и не намного - гусеницы у трактора были узкие, а вес вместе с установкой большой), однако вместе с тем и гораздо меньшую скорость передвижения. Кроме того, так как установка получилась узкой и высокой, да ещё и с высоким центром тяжести, она переворачивалась уже при уклоне 20-30 градусов. По некоторым данным "Катюши" на шасси СТЗ-5 монтировались вплоть до остановки Сталинградского тракторного завода во время битвы за Сталинград.

Боевые машины на шасси Т-60 и СТЗ-5 были приняты на вооружение 30 сентября 1941 года.(7)

БМ-13-16 СТЗ-5 [] БМ-13-16 СТЗ-5 фото []

Установка БМ 13-16 на шасси трактора СТЗ-5

 С ноября 1941 года в СССР  начали поставлять грузовики по лэндлизу. В основном они поставлялись в виде машинокомплектов, и собирались, в том числе, на Горьковском автозаводе. В 1942 году неустановленное количество установок БМ-13-16 было смонтировано на шасси этих грузовиков.

 

форд мармон []

Ford-Marmon-Herrington БM-13-16

 шевроле []

Chevrolet G 7107 БM-13-16

 форд канадский []

Ford WOT 8(форд канадский) БM-13-16

GMS []

GMC CCKW 352 БM-13-16

Думаю, справедливо рассказать  о реактивных снарядах - ведь без них такого грозного оружия, как "Катюши", просто не было бы.  
Первые серийные реактивные снаряды (В военных мемуарах их обычно называют "ЭРЭСы" или РС) в Советском Союзе были разработаны для авиации. Калибр у них был соответственно 82 мм и 132мм. Встречается информация, что работы над ЭРЭСами были начаты под влиянием данных разведки о разработке реактивной артиллерии в Германии. (2) На истории создания и применения авиационных реактивных снарядов я пока подробно останавливаться не буду. Разве что, думаю, стоит упомянуть, откуда взялись такие калибры. Дело в том, что "ракетная" часть снаряда набивалась пороховыми шашками диаметром 24 мм. Их размерами и обусловливаются два основных калибра ракетных камер - 82 мм и 132 мм, которые сохранились потом на долгое время. Если 7 шашек диаметром 24 мм плотно уложить в цилиндрическую камеру сгорания, то внутренний диаметр последней будет равен 72 мм. Толщина же стенок камеры равна 5 мм, отсюда диаметр, или калибр снаряда - 82 мм. Таким же образом возник калибр ракеты 132 мм. (1) 
Сам же диаметр шашек 24мм по некоторым слухам образовался из-за того, что когда над ними начинали работы в 1928 году, смогли найти только один пресс-экструдер. Именно такого диаметра. Нашли его в морском музее.  
реактивные снаряды []Устройство реактивных снарядов: 1 - стопорное кольцо взрывателя, 2 - взрыватель ГВМЗ, 3 - шашка детонатора,  4 - разрывной заряд, 5 - головная часть, 6 - воспламенитель, 7 - дно камеры, 8 - направляющий штифт, 9 - пороховой ракетный заряд, 10 - ракетная часть, 11 - колосниковая решетка, 12 - критическое сечение сопла, 13 - сопло, 14 - стабилизатор, 15 - чека дистанционного взрывателя, 16 - дистанционный взрыватель АГДТ, 17 - воспламенитель.

 
 
 
 
Продолжение следует......
Tags: Армия, Великая Отечественная
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments