Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

За воссоединение Украины с Россией! Номер два.

Начнем с конца.
Еще свежи в памяти и жесткая критика евроромантизма «оранжевых», и агитация нынешних победителей за Единое экономическое пространство с Россией, Беларусью и Казахстаном — как за реальный инструмент экономического возрождения Украины. В конце концов Партия регионов имеет соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией», и уже на этом основании «единоросс» Рейтинг блоговЯндекс цитирования Рейтинг блоговRambler's Top100.Locations of visitors to this page
Поначалу показалось, что реакция власти адекватна (На предложение русского депутата создать союз. Подробно с документом «Принципы работы по воссозданию на пространствах Украины, Белоруссии и России Единого государства (2010—2020 гг.)» можно ознакомиться на официальном сайте Е. Федорова.) . 26 марта в эфире «Шустер Live» вице-премьер-министр Владимир Семиноженко заявил, что Украине имеет смысл рассмотреть идею создания союзного государства с Россией и Беларусью. Как справедливо отметил Владимир Петрович, создание такого союза является «одной из схем, которая, как и любая, имеет право к рассмотрению, равно как и участие Украины в Евросоюзе». Вице-премьер подчеркнул, что речь идет о союзе, где «определяются правила по типу ЕС». Именно о таком союзе, как мы могли убедиться из вышецитированного письма Е. Федорова, вела речь и российская сторона.
Семиноженко также отметил: «Украину в ЕС, как минимум, ближайшие 15 лет никто не ожидает». И «в ближайшие 15 лет» — это, прямо скажем, еще весьма оптимистично (для жаждущих членства в ЕС). В реальности эти сроки куда более туманны. Это даже если не углубляться в вопрос выгод (или «выгод»), которые Украина получила бы в случае вступления в Евросоюз — расчетов с конкретными цифрами на сей счет пока никто не представил, все больше общие рассуждения о «присоединении к богатым странам».
В условиях призрачных европерспектив российское предложение тем более интересно, что позволяет Украине вместе с Россией и Беларусью — за счет объединения потенциалов — создать экономически мощное, конкурентоспособное пространство, которое может выступить одним из влиятельных полюсов мировой экономики и политики. Как сказал Семиноженко, «в настоящий момент происходит процесс сотворения многополярного мира. Будут преимущество иметь те страны, которые оказываются в основе создания этого полюса влияния».
С этим трудно не согласиться. И вряд ли является большим секретом, что именно опасения получить мощного конкурента лежат в основе противодействия Запада любым интеграционным проектам на постсоветском пространстве.
Владимир Семиноженко сослался и на данные Института социологии НАНУ, которые свидетельствуют, что большинство украинцев хотят войти в союз с Россией и Беларусью: «Люди хотят союзного государства и верят, что это приведет к успеху страны».
Общественные настроения — тоже немаловажный факт, особо же, если речь идет о демократическом государстве, в котором власть не может действовать вопреки мнению народа. Данные Семиноженко коррелируют и с результатами исследования, обнародованными 24 марта компанией Research&Branding Group: подавляющее большинство украинских граждан считают именно Россию главным союзником Украины — 61%! Только 19% назвали главным союзником Евросоюз, и лишь 3% — США (остальные опрошенные либо посчитали, что у Украины вообще нет союзников, либо затруднились ответить).
Цифры более чем красноречивые. И как минимум должны были подвигнуть власть к размышлениям относительно интеграционного курса. Ведь успешным может быть только тот проект интеграции, который воспринимается населением (и «оранжевое» пятилетие с его внешнеполитическими провалами — тому подтверждением).
Первым «напал» на Семиноженко спикер ВР Владимир Литвин, заявивший: «для украинских политиков, особенно для тех, кто вмонтирован сейчас во власть, надо забыть о предвыборном периоде, когда мысль была не очень дисциплинированной... Надо было сначала спросить у России, готова ли она к такому предложению... Надо научиться жить в государстве самостоятельно и доказать пусть в 2011 году, когда будет 20 лет независимости, что мы можем быть государством и должны иметь реальный, а не декларативный суверенитет».
Что мешает Владимиру Михайловичу, имея под собой кресло главы Верховной Рады, «спросить у России»? Почему бы Литвину по линии межпарламентских связей не поинтересоваться подробностями? Не говоря уж о том, что сама идея создания союзного государства как раз из России и поступила — от главы думского комитета по экономической политике и предпринимательству, представителя российской партии власти. Устами первых лиц России не раз озвучены предложения о присоединении Украины к Таможенному союзу.
А что до предвыборного периода, «когда мысль была не очень дисциплинированной», то, очевидно, Владимир Михайлович имел в виду самого себя. Ведь это его рекламные ролики утверждали: «Час Єдиного Экономічного простору — час Литвина!»
К примеру, 23 декабря 2009 г. на встрече с трудовыми коллективами Донецкой области тогдашний кандидат в президенты В. Литвин высказывал «твердое убеждение», что Украина для своего развития должна войти в ЕЭП. «35% украинского экспорта приходится на Россию и страны СНГ — это больше чем на все 40 стран Европы. Следовательно, не только братские отношения, но и экономические расчеты свидетельствуют о необходимости нашего сотрудничества... ЕЭП — источник стабильных заказов для национальной промышленности и сельского хозяйства, а значит — новые рабочие места и достойная оплата труда». Оценивая конкурентоспособность украинских производителей на мировых рынках, спикер ВР отмечал, что украинская продукция была «востребованной и является востребованной на постсоветском пространстве», тогда как на другие рынки Украину «не допускают», а «если допускают, то неохотно, выдвигая требования, которые заведомо нельзя выполнить» (УНИАН).
В Крыму Владимир Михайлович обещал «сделать все», чтобы ЧФ РФ продолжил свое базирование и после 2017 года. «Украине это выгодно. Российский Черноморский флот должен выступать одной из гарантий нашей безопасности. Чтобы неповадно было кому-то испытывать на прочность Украину... мы с Россией знаем хорошо друг друга, связаны тысячами видимых и невидимых нитей, общей историей, общей кровью, общей памятью, религией... Мы должны говорить с Россией так: вы заинтересованы и мы заинтересованы!» (16.10.2009, «Росбалт-Украина»).
8 января 2010 г. Литвин апеллировал к Переяславской раде, требовал объявить этот день Днем украинско-российской дружбы, призывал к восстановлению «исторической справедливости, убрав все наслоения отрицательного характера». Т. е. преподносил себя большим украинско-российским интегратором, эдаким Богданом Хмельницким наших дней. Как теперь выяснилось, это все от «недисциплинированности мысли».
К дисциплинированию мыслей призвал вице-премьера и президент Янукович: «Существует ли право на дискуссию по этому вопросу? Для меня как для президента — нет. Для всех, кто представляет власть — нет. И это категорически... когда государственные чиновники высокого ранга принимают участие в дискуссиях в прямом эфире, они должны очень скрупулезно взвешивать каждое свое слово, потому что они выражают государственную позицию». И с этим можно только согласиться: власть должна говорить одним голосом и выражать консолидированную позицию.
Другое дело, что есть вопросы к позиции самого Виктора Федоровича. «Осаживая» вице-премьера Семиноженко, президент Янукович отметил: «Украина активно интегрируется в Европейский Союз. И это стратегическое направление зафиксировано, в том числе и в моих неоднократных заявлениях как президента. Я хотел бы, чтобы об этом все помнили... Я против того, чтобы раздувать сейчас эту тему (украинско-российско-беларусского союза. — С. Л.). Надо сосредоточивать усилие на основном — надо идти вперед. Преодолевать кризис и делать все, чтобы поднять уровень жизни украинцев до европейского». Подчеркнул: «есть неопровержимая истина — Украина независимое суверенное государство».
Ранее — в ходе избирательной гонки — Янукович не был столь категоричен насчет интеграции в ЕС. Перед вторым туром президентских выборов он подписал соглашение с кандидатом от левых сил, предполагающее участие Украины в ЕЭП. И даже теперь власть регулярно декларирует многовекторность своей политики.
Но в чем состоит эта многовекторность, если интеграция в Евросоюз избрана в качестве главного и безальтернативного вектора? Фактически продолжается прозападный курс, проводившийся Ющенко. Изменения произошли по форме (антироссийская риторика сменилась на благожелательную в отношении России), но по сути внешнеполитическая линия кардинальной корректировки не претерпела — российское направление, судя по заявлению президента, второстепенно.
Янукович ведет речь о преодолении экономического кризиса и о поднятии уровня жизни украинцев «до европейского». Но является ли евроинтеграция (тем более, когда со стороны Европы нет и намека на конкретику) единственным инструментом? Не раз заявлялось, что евроинтеграция не самоцель, а только инструмент. Поэтому странно отвергать российское предложение, даже не обсудив и не проанализировав — какие плюсы/минусы оно несет.
Ведь и Е. Федоров определяет ту же цель, что и Виктор Янукович: «обеспечить не позднее 2020 года гражданам Украины, Белоруссии и России высокий уровень жизни», на уровне среднеевропейского. А союз России, Украины и Беларуси предлагается в качестве инструмента реализации. То же предложение Федорова об установлении единых социальных стандартов в трех странах означает увеличение благосостояния украинцев (учитывая значительное отставание Украины в этом вопросе от России и Беларуси).
По логике, власть, ставящая своей целью экономический рост и повышение благосостояния граждан, должна была бы проанализировать все варианты, способные обеспечить реализацию заявленного. Гипотетически можно допустить, что Федоров ошибается. Но хотелось бы услышать аргументы (естественно, выраженные в цирфах), чем евроинтеграция более привлекательна для Украины по сравнению с интеграционными проектами на постсоветском пространстве.
Когда речь идет о Таможенном союзе, мы слышим конкретику. Вот, к примеру, выдержка из выступления депутата ГД РФ С. Глазьева на московской сессии VII Глобального стратегического форума в ноябре 2007-го: «Наши расчеты показывают — они выполнялись в Институте народнохозяйственного прогнозирования Академии наук, — что создание таможенного союза и демонтаж торговых барьеров, которые сегодня существуют, позволяют поднять темпы экономического роста России в полтора раза, а темпы экономического роста на Украине и в Белоруссии в два раза. Конечно, за удовольствие иметь таможенный союз с Белоруссией, Украиной и другими государствами придется заплатить отказом от экспортной пошлины, взимаемой с энергоносителей, которые поставляются на эти территории. Но опять же наши расчеты показывают, что на перспективу до 2015-го года совокупный интеграционный эффект измеряется примерно в 300 миллиардов долларов дополнительной добавленной стоимости и прироста валового продукта всей нашей зоны. Это на порядок (примерно раз в 50) превышает ту упущенную выгоду, которую российский бюджет будет иметь в связи с отказом от взимания экспортных пошлин с газа и нефти, поставляемых в государства-члены таможенного союза...
Об Украине. 90% интеграционного эффекта достигается за счет объединения российской и украинской таможенных территорий, потому что именно здесь наиболее сильные кооперационные связи, именно у нас главный синергетический эффект за счет сложения научно-технических потенциалов... Без Украины интеграционный эффект теряется более, чем на три четверти. Если интеграция не произойдет, и мы останемся по разные стороны торговых границ. Это означает экономическую катастрофу на Украине, так как случится переход на мировые цены по торговле энергоносителями с падением уровня жизни примерно в полтора-два раза. Произойдет резкое сжатие производства в тех отраслях, которые сегодня определяют экономический рост на Украине. Это химико-металлургический комплекс прежде всего и машиностроительный»... Кстати химико-металлургический комплекс уже ощутил проблемы в связи с переходом на мировые цены на энергоносители.
Как видим, есть расчеты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Называются и конкректные цифры, ожидаемые в качестве интеграционного эффекта. Озвучены и преференции, на которые может пойти Россия для стран—участниц Таможенного союза, в частности, по поставкам энергоносителей на приемлемых ценовых условиях (отметим, что готовность России снизить цены на газ в обмен на присоединение Украины к Таможенному союзу была подтверждена и в ходе недавних визитов украинских президента и премьера в Москву). А где экономические расчеты, связанные с т. н. интеграцией в ЕС? Они вообще проводились? Осуществлялся ли сравнительный анализ — какая интеграция Украине выгоднее?
В контексте «прекратить всякие дискуссии» по украинско-российско-белорусскому союзу В. Янукович не преминул подчеркнуть, что «Украина независимое суверенное государство». Но этот тезис у украинской элиты почему-то работает только в одну сторону — российскую. Ведь тот же Виктор Федорович одновременно заявил о намерении вступить в Евросоюз. Но разве участие в ЕС не предполагает отказа Украины от части национального суверенитета? Предполагает. Почему же в союзе с Россией на принципах ЕС (как это особо оговорено в письме Е. Федорова) украинская власть видит угрозы суверенитету и независимости, а в Евросоюзе — нет? Какое-то чересчур однобокое представление об угрозах.
От редакции. 1 апреля в ВР было провалено голосование по двум принципиально важным постановлениям, внесенным в парламент фракцией Компартии.
Коалиция не сподобилась даже на то, чтобы просто обсудить вопрос об участии Украины в Таможенном союзе.
Так, за включение в повестку дня проекта постановления «Об участии Украины в формировании Единого экономического пространства с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества» проголосовали 222 депутата (Партия регионов — 167, БЮТ — 4, НУНС — 4, КПУ — 27, Блок Литвина — 19, внефракционные — 1). За проект постановления «О проведении парламентских слушаний на тему: «О перспективах вступления Украины в Таможенный союз при участии Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (слушания предполагалось назначить на 21 апреля 2010 г.) проголосовали 218 депутатов (Партия регионов — 166, БЮТ — 2, НУНС — 4, КПУ — 26, Блок Литвина — 19, внефракционные — 1).
В обоих случаях не хватило нескольких голосов от Партии регионов и лично В. Литвина, который, несмотря на предвыборные лозунги о необходимости вступления Украины в ЕЭП, не голосовал в поддержку данных постановлений.
Сергей ЛОЗУНЬКОПолностью здесь: http://2000.net.ua/2000/forum/puls/65991
Tags: Россия, Украина, Экономика
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments