Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Минск-2 и Будапештский меморандум

       "С момента переворота в Киеве и потери контроля над Крымом в экспертных дискуссиях вокруг Будапештского меморандума (США-Россия-Британия-Украина) было сломано немало копий. Однако за все это время ни администрация США, ни правительство Великобритании ни разу прямо не поставили перед Россией вопрос о проведении переговоров по разрешению "украинского кризиса" на его основании.

Дело в том, что характер документа и изменившиеся в результате противостояния на Украине политические условия делают разговоры о ведении переговоров в этом формате и на основании меморандума абсолютно нереалистичными.
http://www.politnavigator.net/wp-content/uploads/2017/04/41.jpg
На практике Будапештский меморандум не налагает никаких конкретных обязательств на его подписантов. Фактически документ сформулирован как декларация о намерениях, а не как классический международный договор, который предписывает «тройке» предпринять вполне определенные шаги по защите Украины, за исключением консультаций между собой и обращения в Совет Безопасности ООН. В свою очередь и Вашингтон, и Лондон понимали, что указанные в меморандуме действия оказались нерелевантными в ситуации кризиса 2014 года. Расхождения между Россией и Западом в оценках происходящего на Украине и в понимании собственных интересов исключали какой-либо компромисс в рамках многосторонних переговоров и в СБ ООН.

Следует подчеркнуть, что меморандум не предоставляет Киеву никаких твердых гарантий безопасности со стороны Вашингтона, Лондона и Москвы. Он содержит лишь заверения о гарантиях, но не сами гарантии. Более того, он не предполагает никаких конкретных санкций как в отношении страны, которая будет угрожать Украине, так и на тот случай, если одна из стран-подписантов решит отказаться от выполнения своих обязательств в рамках меморандума в одностороннем порядке. Даже по признанию ряда украинских официальных лиц, меморандум не является юридически обязывающим документом. Как утверждал бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк (сторонник перехода к «будапештскому формату»), «если прочесть его именно с международно-правовой точки зрения, то такой документ является попыткой предоставить гарантии территориальной целостности и независимости Украины, а не механизмом предоставления таких гарантий».

Россия де-факто отозвала свои обязательства в рамках меморандума и считает их утратившими силу. 4 марта 2014 года президент России Владимир Путин заявил, что данные в рамках Будапештского меморандума обещания не распространяются на новую власть на Украине, поскольку в Киеве произошел государственный переворот. В то же время, по словам российского президента, если считать, что на Украине имела место революция, то в результате было создано новое государство, перед которым Россия также не имеет никаких обязательств. Как бы ни относиться к аргументам Москвы, фактом остается то, что она не признает своих обязательств в рамках Будапештского меморандума. Напомним, документ не устанавливает никакого наказания для подписантов за добровольный отказ от их выполнения. Очевидно, что Москве и далее будет не выгодно признавать свои обязательства, поскольку в таком случае может быть поставлены под сомнение российский суверенитет над Крымом. Без согласия России переход к такому формату переговоров абсолютно невозможен.

Предложение Киева вернуться к меморандуму не пользуется поддержкой западных партнеров. Германия, Франция и США регулярно подтверждают свою приверженность «нормандскому формату» и минской Контактной группе как единственным площадкам урегулирования конфликта. Кроме того, все международные гаранты мирного процесса публично определяют минские договоренности, которые упомянуты в резолюции Совета безопасности ООН №2202, как безальтернативные. В свою очередь переход к «будапештскому формату» неизбежно поставит вопрос о конвергенции обязательств, описанных в меморандуме, и пунктов минского Комплекса мер. Страны Запада отдают себе отчет в том, что сама по себе постановка этого вопроса, опять-таки в связи с Крымом, может закончиться выходом России из дипломатического процесса. Кроме того, под вопросом окажется и формат работы миссии ОБСЕ в зоне конфликта, которая наделяется функцией главного контролера в соответствии с Минскими соглашениями.

Переход к «будапештскому формату» исключает Европейский союз из процесса переговоров. Как известно, Великобритания находится в состоянии выхода из ЕС. Очевидно, что ни Берлин, ни Париж, ни Евросоюз не будут согласны со своим исключением из процесса урегулирования в пользу обсуждения обязательств в рамках Будапештского меморандума. К тому же все участники мирного процесса, включая Россию, соглашаются с тем, что конфликт не может быть полностью урегулирован без прямого или косвенного участия Евросоюза.

Технически возвращение к «будапештскому формату» и его соотношение с «нормандским форматом» являются неопределенными. В разное время Киев выступал за создание как параллельного, «будапештского», трека, так и за простое включение США и Великобритании в «нормандский формат». В любом случае эти шаги только усложнят процесс урегулирования и сделают его еще более медленным. Ситуация может обернуться настоящим хаосом и параличом в принятии решений. Возникнут вопросы о распределении ответственности и судьбы уже достигнутых договоренностей. Как умножение форматов, так и расширение «четверки» рискует окончательно превратить действующие переговорные площадки в недееспособные и таким образом дискредитировать их в глазах участников конфликта. В результате гаранты мирного процесса рискуют потерять контроль над ситуацией на линии соприкосновения со всеми вытекающими последствиями.

В итоге инициативы Киева о возвращении к «будапештскому формату» можно расценить либо как блеф, либо как wishful thinking. Украина не обладает никакими рычагами принуждения США, Великобритании и России к обсуждению описанных в Будапештском меморандуме обязательств. Единственный отчаянный шаг, на который в этой связи может пойти украинская сторона, – это поставить под вопрос свое участие в Договоре о нераспространении ядерного оружия (присоединилась 16 ноября 1994 года) и допустить возможность возвращения к ядерному статусу".

Вот только выход не создаст самим юридическим шагом физический объект в виде обогащенного урана. Как не создаст и собственно ядерную бомбу. И никто - ни США, ни Россия, не даст любому режиму в Киеве время на создание таковой. Это не КНДР на краю географии - в центре Европы такие инициативы уничтожаются сразу при всеобщем одобрении.
Tags: Ядерное оружие
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments