Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Как литовский Колобок бабку жрал

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f6/Alexander_I_of_Russia_by_G.Dawe_%281826%2C_Peterhof%29.jpg/420px-Alexander_I_of_Russia_by_G.Dawe_%281826%2C_Peterhof%29.jpgСобирать и записывать литовские сказки начали лишь по кончине кровавого тирана и мальтийского сатрапа, царя Польского, Финского, Прибалтийскаго, ... и Всея Руси Александра Первого. А уж записывать эту ересь и вовсе стали только ужасные большевики. Записывать и местных детей пугать. Хотя, со скрипом душевным приходиться  признать, что первым начал геноцид литовских малявок нацист Сметана (не путать со сливками). Когда после военного переворота 26 года он пришел к власти, тогда и появились первые печатные издевательства.

Например, сказка о проглоченной волком бабушке — не правда ли, знакомая история, не хватает только девочки с пирожками и бравых охотников. Но литовские бабоубивцы млеком по древу не растекаются - бьют в точно в цель - в бабку.

Впрочем, их в одном из вариантов сказки с успехом заменяют гусь и петух, пугая волка своим грозным видом и прогоняя его от своей хозяйки. Сюжет незамысловат и заключается в трехкратном визите волка к бабушке, вопреки всем правилам техники безопасности в одиночку собирающей в лесу грибы.

Волк, страдающий, видимо, голодом не только физическим, но и коммуникативным, декларирует свое намерение одинокую собирательницу съесть, но бабушка старается убедить его этого не делать. Здесь налицо такая же попытка договориться с миром и его враждебными элементами, как и, к примеру, в хрестоматийном русском «Колобке», где беглое хлебобулочное изделие успешно заговаривает алчущие румяного теста зубы половине леса.

https://oper.ru/static/data/gallery/l1048752986.jpg
В отличие от поджаристого адепта сольного пения, бабушка использует другую тактику и напирает на то, что волк не получит гастрономического удовольствия, глодая ее старые жесткие кости.

Взамен она при каждом подходе волка предлагает санитару леса посетить вечером ее фазенду и откушать там «крепеньких», «тепленьких» и «мяконьких».

Сама же добегает до дома и коварно баррикадируется там, встречая пришедшего за обещанным угощением хищника заколоченными окнами и симулируемой болезнью Альцгеймера:

— Бабушка, бабушка, дай мне крепеньких!

— Я не обещала тебе никаких крепеньких. Я говорила, что моя избушка крепко закрыта, ты не войдешь.

— Бабушка, бабушка, дай тепленьких!

— Я же говорила тебе, что моя избушка тепленькая.

— Бабушка, бабушка, дай мяконьких!

— Я же говорила тебе, что моя постель мяконькая.

После этого конструктивного диалога и происходит разветвление сюжета на оптимистический и пессимистический варианты. В первом на страже бабушкиных костей стоят вышеупомянутые пернатые, которых волк, не иначе как в голодном бреду, принимает за вооруженных людей и позорно ретируется. Второй же ознаменовывается-таки торжеством справедливости — с точки зрения обманутого серого, разумеется. Он находит укрытие в мусорной яме и, когда потерявшая бдительность пенсионерка покидает укрепленный периметр, выскакивает оттуда и глотает ее целиком.
http://www.rubaltic.ru/upload/medialibrary/d76/d7634c97b7f12c3297273a1e763d955c.png
Другая сказка, именуемая в сборниках «Избушка бычка», до слез напоминает родное с младенчества «Зимовье зверей», чей донельзя упрощенный вариант под названием «Теремок» знаком всем детям от года и старше. Ответственный бычок взялся строить дом на зиму, а любители дармовщинки — поросенок, баран, гусь и петух — попросились к нему в квартиранты.

Бычок предложил им стать дольщиками, то бишь посильно вложиться в строительство пусть не рублем, так мышечными усилиями. Лентяи отказались, а когда работа была закончена бычком единолично, заявились вновь, шантажом и угрозами вынудив крупнорогатого прописать их на своей жилплощади:

— Если ты меня не примешь, я весь фундамент разрушу, — сказал поросенок.

Баран пригрозил, что разобьет все стены. Бычок принял и его. Потом пришел гусь. Он обещал выщипать мох, если бычок не примет его в избушку. Бычок принял и его. В конце концов пришел петух и говорит:

— Если меня не примешь, я сдеру всю кострицу с чердака. Зимой ты всё равно замерзнешь!

Впрочем, бычку не пришлось пожалеть о содеянном, так как в деле изгнания с общей территории вражеских интервентов в лице, то есть морде, медведя и волка зверский коллектив показал слаженную командную работу и недюжинный корпоративный дух:

Медведь вошел в избушку — все на него напали. Бычок прижал его к стене, поросенок кусал за ноги, гусь щипал, а петух залез на печку и кричал:

— Дай я повешу!

Сполна хлебнувший подобного гостеприимства Топтыгин так расписал волку радушных хозяев, что тот и не подумал проверять медвежьи слова на своей шкуре. Ну а звери (некоторые из которых и вовсе птицы), сплоченные таким знаменательным делом, как защита малой родины, дружно прожили в своей коммунальной избушке до весны.

Вообще народные сказки — это удивительная и поистине неисчерпаемая тема, но весь сказочный сонм, к сожалению, не уместить в один обзор. А завершить его хотелось бы милой и тоже с детства знакомой сказкой о дружбе волка и старого пса.
Сказка «Как пес с волком дружили»Сказка «Как пес с волком дружили»

В литовском варианте она называется «Как пес с волком дружили», русская сказка с похожим сюжетом носит название «Волк и собака», а по мотивам подобной же украинской сказки снят мультфильм «Жил-был пес», известный всем, чье детство пришлось на последние два десятилетия советской эпохи.

Надо отметить, что литовский вариант сказки куда ближе к украинскому — в нём даже присутствует практически слово в слово сакраментальная фраза «Щас спою»:

Затянули женщины в избе песню, волку тоже невтерпеж.

— Ну-ка и я запою!

Пес его удерживает:

— Не пой, беда будет!

Только куда там волку вытерпеть! Запели гости погромче, начал и он подпевать. Услыхали люди волчий вой, схватили кто палку, кто кочергу, кто половник и кинулись на волка.

Правда, сказка, в отличие от мультфильма, не предоставляет нам хэппи-энда или хотя бы открытого финала. Вместо не менее сакраментального «Ты заходи, если что», показывающего, что звериная межрасовая дружба оказывается сильнее антропогенных недоразумений, литературный источник куда более жесток и реалистичен: после изгнания из деревни несостоявшегося Паваротти «и кончилась дружба волка с псом».

Tags: Насправди, Прибалтика, Улыбнуло
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments