Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Угроза внешней политики Белоруссии интересам Российской Федерации

Организаторы мероприятия просили некоторое время придержать публикацию доклада, который я делал еще в октябре. Сегодня появилась возможность его опубликовать.

Доклад
Председателя БРОО «Харьковское Землячество «Харьковская Слобода»
Лукьянова Алексея Александровича

на международной конференции «Россия в глобальной геополитике. Евразийский Союз и постсоветское пространство». 13 октября 2017 года


http://kharkovchane.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B8-600x325.jpg


Руководство Белоруссии характеризует свою внешнюю политику, как сбалансированную и многовекторную форму сотрудничества со всеми своими ближними и дальними соседями. Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 177 государствами мира и на сегодняшний день представлена загранучреждениями в 59 государствах. В 2014 году открыты посольства страны в Австралии, Катаре, Монголии, Пакистане, Эквадоре, а также генеральное консульство в Милане (Италия), в 2016 году — в Грузии и Испании, в полном объеме возобновлена деятельность посольства в Швеции.

С 2014 года значительно активизировались контакты Республики Беларусь со странами Европейского Союза. На повестке дня стали вопросы по упрощению визовых процедур и реадмиссии, развитию сотрудничества в рамках программы «Восточного Партнерства» (ВП), трансграничного сотрудничества ЕС «Литва-Латвия-Беларусь», «Польша-Украина-Беларусь» и «Регион Балтийского моря», а также целый ряд межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Помимо активизации внешней политики на европейском направлении, Беларусь активизировала контакты со странами Африки, Латинской Америки, странами Азии (прежде всего, с Китаем).

Активизация внешней политики Белоруссии с 2014 года обусловлена несколькими факторами:


  1. Резким ухудшением экономической ситуации в стране.

Двукратное падение цен на нефть, резкое снижение экспорта продукции в страны СНГ с 21,1 млрд долларов (из  них в Россию – 15,18 млрд) за 2014 год до 14,64 млрд (из них в Россию – 10,95 млрд) за 2016 (падение на 44%), вне СНГ – с 14,97 млрд до 8,88 млрд, падение ВВП на 38% в 2016 году, девальвация белорусского рубля привели к существенной внутренней социально-экономической дестабилизации. Потеряв значительную долю российского рынка, правительство Белоруссии определило стратегию развития альтернативных рынков в странах Азии, ЕС и Африки.


  1. Кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

События на Украине руководство Белоруссии оценило для себя, как угрозу собственной территориальной целостности, опасаясь повторения крымского сценария в пророссийских областях Белоруссии и развития русской ирреденты на своей территории. Украинский кризис стал катализатором для развития политики белорусского национализма и социально-культурного обособления от России, оформившейся в правительственных кругах Беларуси еще в начале двухтысячных годов.


  1. Конкуренция белорусских и российских олигархических кругов.

Белорусское правительство на протяжении многих лет старается не допустить крупный российский капитал к совместному управлению белорусскими предприятиями, созданию новых совместных производств, таких как КамАЗ-МАЗ или Уралкалий и Беларуськалий.


  1. Нефтегазовый конфликт между Россией и Беларусью.

Разночтения в определении стоимости цены на газ привели к глубокому российско-белорусскому политическому кризису. Беларусь, испытывая серьезные экономические проблемы, отказывалась признавать свой долг за газ перед Россией в полном объеме, требуя пересмотреть формулу расчета цены и таким образом снизить сумму долга.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко находится в сложном положении, так как он с одной стороны пытается сохранить имидж и признаки социального государства, с другой – экономика Белоруссии не может обеспечить такое устройство в условиях развития мирового экономического кризиса. Экономика Белоруссии глубоко интегрирована в экономику России, Россия – ключевой торговый партнер, кредитор и поставщик энергоресурсов в страну. Руководство Белоруссии  всячески пытается не допустить политико-экономическое поглощение Россией и максимально сохранить свой суверенитет. Созданное Россией и Белоруссией Союзное Государство и дальнейшая взаимная интеграция столкнулись с кризисом внутреннего управления из-за разности в подходах при формировании руководящих органов Союзного Государства. Президент России Владимир Путин предложил учитывать экономический вес и численность населения участников при формировании органов управления, с чем  категорически не согласился Александр Лукашенко.

На фоне развития мирового экономического кризиса, прежде всего, снижения темпов экономического роста ведущих экономик мира, в странах ЕАЭС остро стал вопрос обеспечения сбыта своей продукции, что способствует развитию торгового протекционизма и конкуренции за кредитные ресурсы. Беларусь, оказавшись в глубоком экономическом кризисе, вынуждена выбирать либо передать часть своего суверенитета России, например через передачу 50% доли Белтрансгаза Газпрому, как это было оговорено Россией и Белоруссией еще в 2002 году в обмен на эксклюзивно низкие цены на российские энергоносители, или искать альтернативные рынки сбыта, поставщиков сырья и кредиторов. Президент Лукашенко выбрал второй вариант, а украинский кризис стал для него способом налаживания отношений с Западом для формирования противовеса в отношениях с Россией.

На сегодняшний день для белорусского правительства одной из ключевых задач является снижение уровня зависимости от России, в данном случае интересы США и ЕС совпадают с интересами Лукашенко. Переломным годом в отношениях Белоруссии и Запада стал 2015й год. В этом году состоялись выборы президента Белоруссии, белорусская оппозиция даже при поддержке Запада оказалась неспособной ни к победе на выборах, ни к осуществлению майдана. Стало очевидно, что Лукашенко останется на своем посту, как минимум еще на один срок и договариваться придется именно с ним. Минск стал посредником между Россией и Западом для урегулирования украинского кризиса, такая роль позволила Лукашенко создать дополнительную платформу для налаживания отношений между Белоруссией и ЕС. В результате в октябре 2015 года ЕС приостановил действие ограничительных мер и санкций в отношении Беларуси, резко возросла интенсивность и уровень политических контактов Белоруссия-ЕС.

На сегодняшний день Республика Беларусь становится активным участником программы ЕС «Восточное Партнерство+», под кураторством ЕС устанавливаются отношения с открыто-русофобскими правительствами Литвы, Латвии, Польши, Молдовы. Интенсивно развивается взаимодействие с Германией на различных уровнях. В рамках многосторонних мероприятий в течение 2016 года состоялось три встречи министров иностранных дел двух стран. Впервые реализован визит официальной делегации Германско-Белорусской парламентской группы в Беларусь. Проведено заседание Белорусско-Германской рабочей группы по торговле и инвестициям и целый ряд совместных мероприятий экономической, культурной и гуманитарной направленности.

Правительство Белоруссии рассчитывает получить доступ к рынкам и кредитам финансовых институтов ЕС, США и Китая для поддержания своей экономики, в обмен на это ЕС требует реформировать экономику Белоруссии, снизить роль государства в управлении белорусскими предприятиями, допустить европейский капитал для полной или частичной приватизации, позволить открыто работать западным НКО.

Важно отметить, что в августе 2017 года государственный долг Республики Беларусь достиг рекордного значения – 39,773 млрд долларов или 40% от ВВП, при этом с января 2016 по 1 сентября 2017 года ключевыми кредиторами остаются Евразийский фонд стабилизации и развития – 1,4 млрд долларов, правительство и банки Российской Федерации – 900 млн долларов, банки КНР – 636 млн долларов, МБРР – 242 млн долларов, ЕБРР и СИБ – 5,4 млн долларов. Таким образом, Россия до сих пор остается основным и главным кредитором белорусской экономики, реальной поддержки от стран Запада Беларусь пока так и не получила. В 2018 году Белоруссии предстоит погасить 3,7 млрд долларов долга, который преимущественно принадлежит России. Белорусское правительство, пытаясь снизить кредитную зависимость от России, в 2017 году вышло на международный рынок ценных бумаг и выпустило облигации на сумму 1,4 млрд долларов.  Данное решение принципиально не изменило ситуацию, но обозначило новую тенденцию.

Аналогичная ситуация сохраняется и во внешней торговле Белоруссии. Экспорт в Российскую Федерацию с января по июль 2017 года составил 45% от общего экспорта или 7,22 млрд долларов, в то время, как экспорт в страны ЕС – лишь 26%. При этом важно отметить, что темпы роста белорусского экспорта в РФ после падения 2014 года превышают темпы роста в страны ЕС в 1,5 раза. Похоже, что торговля с Китаем также не смогла стать существенной альтернативой для российского рынка, за 2016 год и первое полугодие 2017 совокупной экспорт Белоруссии составил лишь 635 млн долларов. Также не менее важно отметить, что в страны ЕС Белоруссия продает в основном сырьевую группу товаров, в то время, как в Россию – автомобильную и станкостроительную продукцию, а также нефтепродукты.

Можно с уверенностью утверждать, что правительству Белоруссии за последние годы не удалось существенно снизить экономическую зависимость от Российской Федерации, наоборот – объемы торговли последние 2 года только растут. Но если взять более долгий период времени, то уровень торговой зависимости за последние 15 лет с 2004 года снизился с 53% до 45%.

Отношения между ЕС и Белоруссией сегодня носят больше характер постоянного дипломатического торга, в котором страны Запада выдвигают ряд условий Белоруссии, которые Лукашенко пока не стремится выполнять. Огромное количество дипломатических контактов пока не привели к реальному полноценному экономическому или политическому сотрудничеству. Страны Запада, также находясь в экономическом кризисе, не собираются открывать свои рынки для белорусских товаров, доступ к кредитным линиям будет предоставлен только в случае выполнения политических условий, а именно либерализация общественно-политического поля, снижение уровня цензуры, допуск западных НКО к работе в Беларуси.

Руководство Белоруссии сделало некоторое послабление для общественных организаций. Существенно активизировали свою работу НКО, ориентированные на социально-культурные проекты и дискуссионные политологические площадки. Наиболее активную работу в Белоруссии ведут Германия и США через Польшу, страны Балтии и официальные структуры ЕС.

Стратегическая задача США – создать антироссийский пояс вокруг России. В Европе сегодня оформляется Балто-черноморский блок, в который должны войти Латвия, Литва, Эстония, Польша, Украина, Молдавия, Румыния и Белоруссия. Данное образование должно стать санитарным кордоном между Россией и Европой и максимально усложнить какое-либо экономическое сотрудничество между ними.

Для решения этой задачи Агентство США по международному развитию (USAID) финансирует польские и прибалтийские НКО, которые в свою очередь проводят работу по пяти основным направлениям:


  1. Поддержка прозападной оппозиции с целью проведения ее во власть путем выборов или осуществления неконституционного переворота.

  2. Навязывание белорусскому обществу западных ценностей и формирование у граждан республики позитивного образа стран Запада.

  3. Формирование негативного образа России, как среди обывателей, так и в экспертно-политической среде.

  4. Вовлечение политической и экономической элиты Беларуси в сферу западного влияния.

  5. Выращивание нового политического и административного класса, который должен сменить действующий, имеющий общее советское прошлое с Россией.

Германия решает схожие задачи, но при этом старается сформировать для себя торговые преференции и способы обхода наложенных на Россию санкций.

Для того, чтобы провести дезинтеграцию белорусской экономики из российской без резкого обвала необходимо вложить или предоставить рынки для реализации продукции на 3-5 млрд долларов ежегодно, при этом имея риск того, что на определенном этапе правительство Белоруссии все равно вернется в пророссийское поле. Оценивая данные риски, Запад предпочитает вести планомерную работу через инструменты мягкой силы, постепенно меняя отношение белорусских граждан к России и переориентируя их на Запад, способствуя продвижению и занятию руководящих постов в административных органах Белоруссии прозападных либерально-ориентированных белорусов, прошедших обучение, дискуссионные площадки и мероприятия организованные западными НКО. По мере того, как будет ухудшаться экономическая ситуация в Белоруссии Лукашенко будет поставлен перед выбором: или проводить требуемые Западом реформы, или идти в сторону более глубокой интеграции с Россией.

Понимая вероятную неизбежность своего сохранения в экономической орбите России Лукашенко либо сам, либо при сотрудничестве с западными структурами инициирует социально-культурное обособление от России, что выражается в поощрении национализма, поддержке белорусского языка и альтернативной трактовки истории, где Белорусское княжество становится не менее значимым, чем Киевское или Московское. В разработке научных обоснований таких теорий и методик активно принимают участие такие немецкие НКО, как Фонд имени Конрада Аденауэра и Фонд имени Маршалла. ЕС максимально поддерживает инициативы Белоруссии разработки уникального отличного от России социально-культурного имиджа.

Не менее активное участие принимают польские НКО и научно-исследовательские институты, такие как фонд «Свобода и демократия», Фонд имени Казимира Пулаского, фонд «Образование для демократии», Институт славистики Польской академии наук, Центр социально-экономических исследований, Польский институт международных отношений, Центр изучения Восточной Европы Варшавского Университета. Данные организации занимаются активной поддержкой белорусской  оппозиции и СМИ, развитием критического отношения к белорусскому правительству, привлечением на обучение белорусских студентов, развитием программы «Карта поляка» и прочее. Для того, чтобы можно было в полной мере описать весь инструментарий мягкой силы стран Запада необходимо делать отдельный подробный доклад.

Сегодняшняя внешняя политика и стратегия Белоруссии, ориентированная на снижение экономической зависимости от России, пока не дала необходимого результата, но правительство республики продолжает работу в этом направлении. Из наиболее значимых успехов можно отметить установление партнерских отношений с Венесуэлой. Беларусь в 2018 году собирается построить 4 нефтеперерабатывающих завода и передать технологии добычи нефти, которые позволили бы увеличить добычу в Венесуэле с текущих 800 тысяч тонн до 2-3х млн тонн в будущем. Также Белоруссия уже построила в Венесуэле четыре крупных совместных завода, в том числе самый крупный в Латинской и Центральной Америке завод по производству керамических блоков, заводы по сборке тракторов с ежегодной мощностью 10 тыс. единиц, 5 тыс автомобилей МАЗ, 3 тыс единиц дорожной и коммунальной техники.  В свою очередь Венесуэла организует в Белоруссию поставки нефти, горячебрекетированного железа и алюминия, что в свою очередь сократит российский импорт. Беларусь формирует свою торгово-производственную базу в Латинской Америке, через которую постарается решить для себя одну из важнейших задач – выход на новые рынки сбыта, если не напрямую, то через совместные предприятия с партнерами, а также обеспечить поступление валюты в страну для обслуживания внушительного внешнего долга, номинированного в основном в долларах. Несмотря на это вероятность того, что Белоруссия в ближайшие годы сможет существенно снизить свою зависимость от России предельно мала, но при этом общая динамика развития экономики будет именно такая.

Лукашенко пытается выторговать у Запада торговые и кредитные преференции за роль дипломатического посредника при этом, не принимая условия Запада по глубокому социально-политическому реформированию Белоруссии. Недавняя инициатива Лукашенко организовать встречу Папы Римского и Патриарха Кирилла в Минске – это очередной проект по позиционированию себя в качестве партнера по налаживанию контактов с Россией и попытка выторговать дополнительные преференции, как у России, так и у стран Запада.

Западные партнеры России, понимая неготовность Лукашенко к радикальным изменениям, пока не стремятся оказывать реальную поддержку Белоруссии. Проводится множество переговоров и встреч на самом высоком уровне, но пока они не привели к какому-либо существенному результату. При текущей политике Лукашенко Запад ориентирован на то, чтобы подготовить удобного для них сменщика Лукашенко, создать новый более прозападный класс политиков, экспертов и государственных деятелей, которые бы воспринимали Россию, как угрозу национальной безопасности Белоруссии и при этом достаточно положительно относились к Европе. В данном вопросе политика Лукашенко и Запада совпадают и это является ключевой и основной угрозой безопасности Российской Федерации, так как она ведет к ухудшению отношения белорусов к России, и развитию белорусского национализма.

Вероятно, активная фаза радикальной смены вектора Белоруссии с российского на западный запланирована к 2025 году, когда Россия столкнется с кризисом передачи власти и при этом уровень дезинтеграции российской и белорусской экономик будет достаточным. Также в этот период в странах ЕАЭС произойдет окончательная смена поколения управленцев-выходцев из Советского Союза".

P.S.  Могу лишь от себя добавить, что нее вижу в 2025 году никаких проблем с передачей власти в России.

Tags: Белоруссия
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment