Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Русофобия прибалтийская и украинская

Русофобия — подвид ксенофобии. Про ксенофобию написано много: ее исследовали психологи, антропологи, социологи, политологи, правоведы, педагоги и др. Про русофобию тоже написано много. Однако пора уже отметить главное качественное изменение последнего времени: термин «русофобия», то есть «страх перед русскими», уже не отвечает своему содержанию. Поскольку на самом деле русских мало кто боится.

Формально «ксенофобия» как термин шире «страха». Так, в словаре Вебстера ксенофобия — это «страх или ненависть к незнакомцам, или иностранцам, или к тому, что странно или чуждо».
https://www.rubaltic.ru/upload/medialibrary/c60/c60d543779e57d9f2db4682d54a1a2e0.png
«Страх или ненависть». «Бей или беги».

Так было. И то, что ксенофобия — отличный политический инструмент, тоже известно. Но вот такой общезападной русофобии, как сейчас, мир еще не видел. Практически русские превратились в инопланетян, перед угрозой вторжения которых сплотился весь Запад. Ответ на вопрос, «хотят ли русские войны», на самом деле никого не волнует. «Это сделали русские» — вот актуальный ответ. Почему не китайцы или, например, исламисты? А потому, что те не поют «Хотят ли такие-то войны?». Могут и ответить.

Что еще сделало русских такой легкой жертвой? Тут сработало сразу несколько факторов.

Во-первых, уникальная способность к самообвинению. «Русские оккупировали Прибалтику» — и мы начинаем рыться в мемуарах и секретных папках. Константин Крылов называет это даже «самооговором», хоть это и не совсем точно с юридической точки зрения:

«Самооговор — это характерная реакция гетерономного этноса, когда речь идет о коллективном обвинении, брошенном таком этносу. Он поступает так, как если бы смотрел на себя глазами своих врагов и заранее был согласен со всеми их обвинениями. Для автономного этноса характерна прямо противоположная реакция: такой этнос легко отходит от фактов при защите своих групповых интересов. Любая ложь в случае угрозы коллективным интересам автономного этноса оправдана (в рамках морали такого этноса), если она защищает коллективные интересы народа или служит оружием нападения на другие этносы».

И приводит пример: «Как бы повел себя автономный этнос, если бы его обвинили в фашизме? Отмел бы эти обвинения с ходу, не разбираясь в их подлинности, а доказательства таких обвинений попытался бы всеми средствами дискредитировать, даже если бы они были фактически верны.

Многим русским такая линия поведения кажется недостойной, потому что она нарушает одно из табу — на ложь. Лгать нельзя!»

Иллюстрацией к сказанному может служить недавнее выступление эстонского ученого Рейна Руутсоо в ответ на публикацию, смысл которой сводился к тому, что учить эстонский язык незачем. Собственно, даже не само выступление, а его словарь: «глупые», «высокомерные», «невежественные», «разжигающие рознь», «сознательная провокация», «профессиональный провокатор-пропагандист», «абсолютная ложь», «демагогия», «открытое презрение к государству» и т. п.


Во-вторых, умение обижаться.

Обижаются-то ведь только на «своих», а когда «свои», «братушки» вдруг обрушивают на тебя потоки глупой клеветы — как не обидеться? Обиженное молчание в ответ на клевету вместо немедленных и резких возражений воспринимается как признание вины.

В-третьих, альтруизм (версия — мессианство), который, по Френсису Фукуяме, отличается от эгоизма только сроком оплаты: эгоист хочет сразу, а лучше вперед; альтруист готов получить как-нибудь потом… Но это «потом» мало того что не настает, но еще и оборачивается «черной неблагодарностью».

Последнее — тоже уникальное свойство российского опыта. На открытии в 2015 году Балтийского форума, который ежегодно проводит Правительство Ленинградской области, состоялся любопытный разговор. Известно, что молодой Фёдор Тютчев служил внештатным атташе в Мюнхене и по долгу службы, говоря современным языком, мониторил местную прессу. И всячески, как мог, препятствовал принижению роли России в победе над Наполеоном. А попытки такие не прекращались. Как не прекращаются и в наше время, но в отношении уже другой войны. Но дальше разговор свернул в интересную сторону: а вправе ли Россия обвинять освобожденные ею страны и народы в неблагодарности? Саму-то Россию никто и никогда не освобождал. Умеем ли мы быть благодарными и как бы мы вели себя на месте освобожденных?

В-четвертых, это совершенно особенное русское правосознание. Глубоко религиозное в основе своей и базирующееся, согласно Валерию Малахову, на идеях правды, милости, страдания и служения.

Общая вестернизация русофобии, безусловно, внесет в представленный набор свои изменения, но вряд ли изменит портрет «идеальной жертвы» в целом. Хотя изменения уже видны невооруженным глазом. На неделе адвокат жертв катастрофы малазийского Boeing‑777 (рейс MH17) под Донецком в июле 2014 года Джерри Скиннер обратился с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину:

«Господин Путин, зло можно искупить. Ваша христианская вера должна научить Вас, что прощение нужно заслужить словами и делами. Преступник может быть прощен, даже за смерть. Вы, господин Путин, большой, а я маленький, но Бог больше всех нас. Он будет главным судьей. Тем не менее Вы и Россия ответственны за то, чтобы протянуть руку и принять меры уже в этой жизни. Встретьтесь со мной и предоставьте компенсации жертвам этой трагедии».

Ага, щазз. От мертвого осла уши.

А ведь еще четверть века назад обвинения в «оккупации Прибалтики» рассматривались всерьез, как и требования «извиниться за оккупацию».

Здесь нужно отметить один чисто юридический момент: извинения как форма признания вины освобождают потенциального истца от доказывания сразу двух из четырех элементов деликтного состава («состава преступления» для гражданского правонарушения — прим. RuBaltic.Ru): противоправности деяния ответчика и его вины за это. Для получения компенсации остается только доказать наличие ущерба и его связь с противоправным деянием. В случае со сбитым Boeing‑777 ущерб очевиден и его связь с выпущенной по самолету ракетой — тоже. Так что ход адвоката совсем не глуп, и наверняка он потратил какое-то время на изучение феномена «русской жертвы».
Сбитый Boeing 777 в Донецкой областиСбитый Boeing 777 в Донецкой области

Но русские  меняются

Отметим также, что западная русофобия не могла развиться одномоментно и из одного источника. Существенный вклад в ее, с позволения сказать, развитие внесли, несомненно, Прибалтика и Украина.

Однако, помимо очевидной схожести элементов и неоспоримого взаимного влияния, вплоть до того, что русофобия — «нациеобразующий элемент» (так в отношении Голодомора высказался патриарх украинского национализма Любомир Гузар; в Прибалтике это «оккупация»), два этих русофобских источника имеют и свои отличия. Как друг от друга, так и от Запада в целом.

Отличие и Украины, и Прибалтики от Запада — в физическом наличии значимого количества самих русских. При этом на Украине это «один народ» с украинцами, то есть перед «свидомыми» стояла еще и задача размежевания с «небратьями».

В Прибалтике русские — ресурс самоутверждения. Там большое значение придают юридическому оформлению русофобии, «перевоспитанию» русских в эстонцев, латышей и литовцев. Так, согласно недавнему выступлению эстонского аналитика Эркки Баховского,

«внедрение ценностей предполагает наличие какого-то аппарата принуждения. Ценности невозможно принимать всерьез, если их не поддерживает строгий закон».

Очевидно, что эти идеи не находят у русских никакого понимания. Потому что правосознание — разное. Не все читали труды по философии права Владимира Соловьёва или Ивана Ильина, но строгое понимание того, что право есть «минимум Добра» или «минимум правоты», есть у каждого.

А «минимум» потому и «минимум», что ниже его опуститься нельзя.

Отсюда и новое выражение в отношении русофобских инициатив Прибалтики и Украины — «пробили дно».

«Взросление» русских, «прагматизация», навык видеть во всех «небратьев» и тому подобное — урок, который надлежит выучить. Перемены в самих русских уже идут и будут продолжаться. Вопрос, чем за эти перемены придется расплачиваться.

Утратой миссии? Русской цивилизации?

Пока не ясно, но очевидно, что платить придется.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo centercigr july 12, 13:35 1
Buy for 110 tokens
Война на Донбассе продолжается. Каждый день каратели ВСУ обстреливают города и села молодых Республик. Поэтому наш военно-гуманитарный центр продолжает (начиная с 2014 года) собирать точечные грузы для подразделений вооруженных сил ЛНР и ДНР. Сводный обновляемый пост, в котором отражается…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment