Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Уничтожение России: "И вырвал грешный мой язык"

«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их»     (Рэй Брэдбери)

…Впервые я столкнулась с последствиями школьных экспериментов, когда, вернувшись из Финляндии, в нулевые годы начала вновь преподавать гуманитарные предметы в московских вузах. Литературные цитаты, которые прежде знал каждый советский школьник, вошедшие в народную речь как крылатые выражения, российским студентам, пропущенным через ельцинскую школьную выучку, надо было объяснять, как объясняла я их иностранцам.
http://img-fotki.yandex.ru/get/515846/310023662.60a4/0_85ca1c_1bae0d9e_orig

А таким выражениям несть числа. Это чуть ли не всё грибоедовское «Горе от ума» – кстати, крылатыми стали и многие названия произведений русских писателей, как в случае с лермонтовским «Героем нашего времени», с гоголевскими «Мёртвыми душами», с чеховской «Душечкой», с романом «Что делать?» Чернышевского и т.д. Это множество цитат из басен Крылова – про Ваську, который «слушает да ест», про ларчик, про воз, что «и ныне там», про то, что «зелен виноград» и др. Это пушкинские строки «а счастье было так возможно…», «глаголом жги сердца людей», «дела давно минувших дней…», «есть упоение в бою», «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Лермонтовские – «А он, мятежный, просит бури…», «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно», гоголевские – «дама приятная во всех отношениях», «есть ещё порох в пороховницах» и пр. Это слова и производные от них из Достоевского («административный восторг», «слезинка ребёнка»), из Чехова («на деревню дедушке», «небо в алмазах»), блоковское – «И снова бой! Покой нам только снится»… Да ведь всего и не перечислишь.

Дети могли не помнить автора или цитируемого произведения, но сами слова и выражения, их смысл и метафорическое значение, даже если это были скрытые цитаты, без кавычек, понимали практически все. Выпускники 90-х, «дети страшных лет России», уже ничего этого не знали – почти все. Как иностранцы в своей стране. Это ведь даже не «смешенье французского с нижегородским», это просто выпадение из всякого национально-культурного самоопределения.

На протяжении русской истории понятие «словесность» меняло свой объём, однако она преподавалась в школах по крайней мере начиная с XVI столетия. После Октябрьской революции, по окончании радикальных экспериментов с «беспредметным» преподаванием, в 1930-е школа во многом восстанавливает тип гимназического образования. В 1933-м утверждается программа школьного литературного образования, которая в общих чертах просуществовала до 1991-го.

Знаменателен тот факт, что на 1940/1941 учебный год Народным комиссариатом просвещения РСФСР вводится новый учебный план средней школы. Нововведения прежде всего касались увеличения количества часов на изучение русского языка и литературы, которым отводилось 20% всего учебного времени. В воздухе пахло войной. Чувство общности, солидарность, национально-культурная (и политическая) самоидентификация народа как русского, российского, советского укреплялась именно через углуб­лённое изучение русского языка – ведь каждый язык выражает свою особую картину мира – и через общие фольклорные и литературные образы, когда понимают друг друга с полуслова, полуцитаты, полувздоха. Вопреки трудностям быта, идеологическому прессингу и репрессиям достигалась идентичность нации и каждого человека в отдельности – а это естественная, неистребимая, органическая потребность людей, которая оказалась особенно востребованной во время войны.

В конце 1980-х программа по литературе затрещала по швам: вводились одни имена и произведения, изымались другие, потом эта чехарда продолжалась все 90-е годы, длится она и теперь. Что имеем на выходе?

Поколение школьников 90-х и нулевых годов, как правило, не способно грамотно говорить и связно писать. Если они читают, то зачастую не понимают смысла. Учёные называют этот феномен «функциональной неграмотностью»: сетевая (гаджетовая) привычка чтения «по диагонали» не даёт осмыслить контекст того или иного утверждения. По данным обследования школ, в 2003 году лишь 2% учащихся имели высокую степень грамотности: они читали и понимали написанное, критически относились к информации, могли сформулировать выводы (подробнее в статье Д. Сокологорской http://syg.ma/@daria-sokologhors­kaya/funktsionalnaia-nieghramotnost). При необходимости «блеснуть» они, обычно не зная текста, находят в Сети отдельную подходящую цитату и представляют её в доказательство своих утверждений, понятия не имея о контексте, в котором может быть и «зарыта собака».

... На смену органичной идентификации, которая ныне с полным на то основанием может быть названа важнейшей частью системы национальной безопасности, приходят так называемые воображаемые сообщества, или придуманные традиции. Если разваливается идентификация народа по естественным основаниям, на смену ей приходят искусственные образования: придумывание себе истории дворянского рода или религии «родоверов», солидного стародавнего происхождения организаций (например, в рекламе одного из российских банков говорится, что он существует 150 лет), субкультуры геймеров, никогда не покидающих комнату, или хикки – людей, стремящихся к предельной степени изоляции. Как такие квазисообщества способны заместить национально-культурную идентификацию? Никак.

Хотите мира абсолютной подделки и полной атомизации общества – сокращайте учебные часы на изучение русской литературы.
Tags: Русский язык, Язык
Subscribe

Posts from This Journal “Русский язык” Tag

  • Некоторым русским упростили жизнь

    Правительство России одобрило отмену экзамена на знание русского языка для граждан Украины и Белоруссии. Соответствующие изменения внесут в…

  • Родителям русских детей!

    Отцы и матери русских детей! Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок утратил в школе родной язык, культуру и веру, превратился в подобие египетского…

  • Татарский национализм - инструмент уничтожения России

    В школах Татарстана вновь встал ребром «языковой вопрос» — при выборе языка для изучения на обязательных уроках родного языка…

  • Языковые реалии Украины

    Вы можете быть 300 раз фанатом украинского языка и радикально-патриотичным гражданином, но объективная реальность ваши взгляды не всегда разделяет.…

  • Языковый фетишизм

    Статья Кошмар националистов: сколько белорусов говорят по-белорусски?, потребовала небольшого анонса, который незаметно сам стал небольшой статьей:…

  • Русофобское замыкание

    Категорически приветствую! Требую еще углу́бить и усуѓубить. Советнику клоун-президента, кандидату в депутаты от партии "Слуга народа"…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments