Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

ВВС недоразвитых

На самом деле сегодня реализуется совершенно разумная концепция использования недорогих поршневых самолетов для борьбы с наземными целями в локальных конфликтах. Для условий того же Йемена или Ливии "боевая сельхозавиация" эффективнее на порядок более дорогих "Тандерболт II" и тем более всяких Ф-35. Посмотрите на АТ--802 и "Архангел".

На Парижском авиасалоне в 2009 году был продемонстрирован легкий штурмовик AT-802U, созданный на базе двухместной модели АТ-802. Этот самолёт предназначен для непосредственной авиационной поддержки и ведения воздушной разведки, наблюдения и корректировки действий сухопутных сил.

Легкий штурмовик AT-802U

Турбовинтовой двигатель Рratt & Whitney Canada PT6A-67F мощностью 1600 л.с разгоняет самолёт с максимальной взлётной массой 7250 кг до скорости до 370 км/ч. Общая емкость топливной системы обеспечивает возможность патрулирования в воздухе в течение более 10 часов. Размах крыльев самолёта – 18,06 м, а длина – 10,87 м. На самолёте имеется девять узлов подвески для размещения вооружения и оборудования. В состав вооружения входят как управляемые, так и неуправляемые авиационные средства поражения массой до 4000 кг.

От сельскохозяйственной версии штурмовик AT-802U отличается противопульным бронированием двигателя и кабины экипажа, протектированными топливными баками и более прочной конструкцией фюзеляжа и крыльев. На самолёте сохранена возможность установки бака с химикатами и опрыскивателей. В отсеке, где устанавливается бак, также возможна перевозка различных грузов, размещение дополнительного оборудования и топливных баков.

Комплекс вооружения и специального оборудования AT-802U разработан и смонтирован специалистами компании IOMAX (Муресвилль, Северная Каролина).

Возможна подвеска двух трехствольных крупнокалиберных пулемётов GAU-19/A калибра12,7 мм, блоков 70-мм НАР и бомб массой до 226 кг, а также управляемых ракет класса «воздух – земля» с лазерным наведением типа AGM-114M Hellfire II и DAGR (Direct Attack Guided Rocket).



Для применения управляемых боеприпасов самолёт оборудован оптоэлектронным прицельным комплексом, работающим в видимом и ИК-диапазонах - AN/AAQ 33 Sniper xr компании Lockheed Martin. В составе обзорных систем имеется ИК и видеокамера L3 Wescam MX-15Di. Она размещена в нижней передней полусфере на турельной установке и оборудована линией связи «самолёт – земля», работающей в защищённом режиме с приемниками видеосигнала ROVER (Remotely Operated Video Enhanced Receiver), что позволяет передавать изображение в режиме реального времени.

Для защиты от зенитных систем имеется аппаратура предупреждения о пуске зенитных ракет с автоматическим выбросом "ловушек" и средства радиоэлектронного противодействия AAR-47/ALE-47. Комплекс бортового оборудования AT-802U позволяет применять вооружение в ночное время. По своим боевым ударным возможностям и защищённости лёгкий штурмовик сравним со специализированными боевыми вертолётами, но значительно превосходит их по времени нахождения в воздухе и высоте полёта. Практический потолок 7620 метров позволяет AT-802U наносить удары высокоточными боеприпасами, находясь вне достигаемости малокалиберных зенитных автоматов и ПЗРК. Самолёт снабжен кислородной системой, что позволяет осуществлять длительные высотные полёты. Другими немаловажными для потенциальных покупателей факторами являются гибкость применения, невысокая стоимость и низкие эксплуатационные расходы штурмовика, построенного на базе сельскохозяйственного самолёта. Данные, опубликованные Департаментом государственной статистики США по техническому обслуживанию, показывают, что АТ-802 имеет в среднем 1,7 человеко-часов технического обслуживания на один час полета.

Простая надежная конструкция, весьма совершенное БРЭО, минимальное наземное вспомогательное оборудование, а также проверенные временем двигатели Pratt & Whitney PT6A-67F делают AT-802U оптимальным по критерию стоимость-эффективность для небогатых стран, имеющих проблемы с разного рода повстанцами и сепаратистами.

Особо ценными оказались способность самолёта совершать полёты с ограниченных по площади площадок. AT-802U привлекались также для доставки грузов, вывоза раненых и важных свидетелей из зоны спецопераций. Несколько раз самолёты получали боевые повреждения из-за обстрела с земли, но всякий раз они были незначительными, и ни одна машина не была надолго выведена из эксплуатации. Действовавшие в интересах INL Air Wing, лёгкие штурмовики несколько раз привозили пулевые пробоины, когда с предельно малой высоты, делая по несколько боевых заходов, «обрабатывали» цели из крупнокалиберных пулемётов или «маркировали» их НАР с фосфорными боевыми частями. В ходе ударов ночью с использованием высокоточных боеприпасов противодействие противника отсутствовало.

По мнению американских и колумбийских специалистов, многофункциональный Air Tractor AT-802U стал достойной заменой выведенному из эксплуатации OV-10 Bronco, при значительно меньших эксплуатационных расходах и больших возможностях аппаратуры разведки и наличии всесуточного комплекса управляемого вооружения.

По результатам практического применения, партию AT-802U приобрели ВВС Колумбии и ОАЭ. Уже состоящие на вооружении ВВС ОАЭ лёгкие штурмовики AT-802U размещены на аэродроме Фаладж-Хазза на границе с Оманом. Там же базируются восемь разведывательно-ударных самолетов Cessna AC-208 Combat Caravan. Все эти самолёты находятся в подчинении командования специальных операций ОАЭ.


AT-802U в Йемене


После вмешательства саудовской коалиции в вооруженный конфликт в Йемене часть AT-802U из состава ВВС ОАЭ была передана йеменским силам, воюющим против хуситов. По имеющимся данным, поставки самолётов AT-802U велись также в Иорданию и Хорватию.

Другим боевым самолётом, спроектированным на базе «кукурузника», стал Аrchangel BPA американской компании IOMAX. Самолёт был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле Бурже в июне 2013 года. Ранее компания IOMAX разработала прицельно-разведывательную аппаратуру и комплекс вооружения самолёта Air Tractor AT-802U.


Самолёт Thrush 710


Аrchangel BPA создан на базе сельскохозяйственного самолёта Thrush 710. Air Tractor AT-802 и Thrush 710 конструктивно очень близки и представляют собой варианты одного самолета, сконструированного Леландом Сноу. Самолет Thrush 710 развивает большую на 35 км/ч скорость и имеет лучшее соотношение веса вооружения и запаса топлива. Аrchangel с взлетной массой 6720 способен на крейсерской скорости 324 км/ч покрыть 2500 км.


Кабина пилота Аrchangel BPA


Разведывательно-ударный «Архангел» оборудован более совершенным БРЭО, по сравнению AT-802U. Под самолёт может быть подвешен контейнер системы радиотехнической разведки и РЛС с синтезированной апертурой и электронно-оптической турелью, производства FLIR Systems. На модификации Аrchangel ВРА Block I двухместная кабина с тандемным расположением экипажа располагает двойным управлением и оснащена тремя 6-дюймовыми цветными многофункциональными индикаторами у пилота в передней кабине, и одним 6-дюймовым и одним 12-дюймовым (для систем наблюдения и целеуказания) индикаторами у оператора в задней кабине. На самолёте имеется централизованная система датчиков предупреждения об облучении РЛС и ракетном нападении.


Кабина оператора Аrchangel BPA


Основной упор при создании самолёта Аrchangel BPA был сделан на использование управляемого вооружения, и он не несёт стрелкового вооружения. В этом отношении его возможности выше, чем у Air Tractor AT-802U.



На шести подкрыльевых узлах подвески может быть размещено до 16 70-мм ракет Cirit с лазерной системой наведения, до 12 ракет AGM-114 Hellfire, до шести УАБ JDAM или Paveway II / III / IV. «Архангел» в ударном варианте способен нести больше оружия на внешних подвесках, чем любой другой самолёт аналогичной весовой категории. Он предназначен для самостоятельного поиска и уничтожения небольших групп боевиков, когда применение боевых вертолётов, реактивных истребителей или штурмовиков затруднено с точки зрения боевой эффективности или нецелесообразно по экономическим соображениям. Стоимость машины составляет примерно $8 млн, для сравнения стоимость популярного лёгкого турбовинтового штурмовика EMB-314 Super Tucano – $12-13, а боевого вертолёта AH-64D Apache Longbow (Block III) - $61,0 млн.


Один из первых Аrchangel ВРА


По всей видимости, «Архангел» даже превосходит AT-802U по гибкости применения. Наличие совершенного бортового электронного комплекса делает его одинаково эффективным как в тайных операциях, так и в рутинных патрульных полётах. Большая часть бронезащиты на Аrchangel BPA выполнена быстросъёмной, и монтируется в случае необходимости в зависимости от характера выполняемого задания. Сообщается, что некоторые элементы защиты могут выдержать попадания пуль калибра 12,7 мм.


Разведывательно-ударный самолёт Аrchangel ВРА Block III


Наиболее продвинутым вариантом является Аrchangel ВРА Block III. Данный самолёт получил «стеклянную кабину» и ещё более совершенный прицельно-навигационный комплекс и вооружение. По сравнению с первоначальным вариантом, Block III был переделан, и теперь внешне существенно отличается от базового Thrush 710. Стеклянная двухместная кабина пилота и оператора вооружения была перемещена вперед и приподнята. Это позволило увеличить обзор вперед и вниз. Также это освободило пространство в хвостовой части фюзеляжа для размещения электронных блоков БРЭО и другого оборудования. Более рациональная компоновка позволила увеличить объём протектированных топливных баков.

При создании Аrchangel BPA Block III большое внимание было уделено защите самолёта от ЗУР с ТГС используемых в ПЗРК. По сравнению с AT-802U, тепловая заметность самолёта существенно уменьшилась. При выполнении полётов в районах с высоким риском применения современных ПЗРК, кроме тепловых ловушек, должен использоваться подвесной контейнер с лазерной аппаратурой, ослепляющей головку самонаведения.

Эта модель, созданная с учётом накопленного боевого опыта, воплотила в себя всё лучшее от самолётов AT-802U и первых вариантов Аrchangel BPA. Данный самолёт сильно напоминает германский пикировщик Junkers Ju 87 Stuka и может сниматься в художественных фильмах о Второй мировой войне "без грима". Лёгкий штурмовик Аrchangel ВРА Block III был создан специально для участия в конкурсе, объявленном правительством Филиппин с целью замены предельно изношенных «противопартизанских» OV-10 Bronco.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/72/Rockwell_OV-10_Bronco.jpg/800px-Rockwell_OV-10_Bronco.jpg

ВВС Филиппин намерены приобрести шесть самолетов непосредственной авиационной поддержки на общую сумму $114 млн. До этого несколько самолётов Аrchangel ВРА Block I и Block II были приобретены ОАЭ. Официально ВВС ОАЭ планируют использовать «Архангелов» в качестве «пограничного патрульного самолёта», на самом же деле они, скорее всего, предназначены для пополнения парка авиации сил специального назначения. Помимо ОАЭ и Филиппин, интерес к лёгкому штурмовику компании IOMAX проявили Ангола, Боливия, Египет, Кот-д'Ивуар, Нигер и Турция. Не надо быть большим экспертом в геополитике, чтобы понять, что самолётом заинтересовались не самые богатые страны, имеющие проблемы с разного рода инсургентами и сепаратистами.

Современные турбовинтовые штурмовики, как минимум, не уступают по составу вооружения и БРЭО боевым вертолётам, превосходя их по скорости, высоте и дальности полёта. При этом лёгкие штурмовики, в силу конструктивных особенностей, гораздо менее уязвимы от огня малокалиберных зенитных установок. ПЗРК несут одинаковую угрозу, как для вертолётов, так и для лёгкой авиации, но, тем не менее, боевые вертолёты активно используются в боевых действиях в самых разных частях света и о том, чтобы их часто сбивали, не слышно. Мне могут возразить, что вертолёт способен зависать и прятаться в складках местности, но многие ли видели зависший на боевом задании Ми-24? В то же время турбовинтовой самолёт может забраться выше потолка пуска ПЗРК и эффективно применять оттуда управляемое вооружение.

По материалам:
https://topwar.ru/93960-boevaya-selskohozyaystvennaya-aviaciya.html
http://www.airtractor.com
http://airspot.ru/catalogue/item/air-tractor-at-800
http://www.airtractor.com/aircraft
http://www.miltechmag.com/2015/06/paris-air-show-2015-iomax-showcases.html

Tags: ВВС
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments