Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:
Не каждая подлодка могла похвастаться столькими «приключениями» за один выход в море. С-12 Василия Тураева вернулась на базу, несмотря на вражеские бомбёжки, многочисленные поломки и подрывы. Однако осенний поход 42-го примечателен не только поэтому: за время плавания субмарина вписала несколько рекордов в историю той войны.

Режим «Тишина»

11 ноября 1942 года. Субмарина С-12 медленно ползёт в глубине финского залива на восток. Домой.

На борту строгий режим тишины: переборки задраены, переход из отсека в отсек разрешён со строгими ограничениями, только при смене вахты. Большинство приборов и механизмов выключены. Работает один электродвигатель на малый ход, а в центральном посту тихо шуршат лаг и гирокомпас.
https://warhead.su/system/images/000/092/350/content/a010433dd12ed36fb12b294995f3d641a5229de1.jpg?1521529087

Нельзя откачивать воду из трюмов, нельзя включать дифферентовочную помпу, нельзя создавать ни малейшего шума… противник всегда рядом. Акустик периодически докладывает о далёких шумах. Но обольщаться не стоит: враг может лежать в дрейфе прямо над головой, вслушиваясь в глубину.

Замереть должны не только механизмы, но и люди. Все, кто не стоит вахту, отдыхают лёжа. На лодке дефицит двух жизненно важных ресурсов: воздуха и электричества. Жёсткая экономия этих ресурсов — суровая необходимость.

Лишь ночью лодка всплывает на несколько часов. Чтобы проветрить помещения, зарядить батареи, пополнить запасы сжатого воздуха, осушить трюмы и постараться определить по звёздам своё местоположение, ежеминутно ожидая появления противника. Но до ночи ещё надо дожить.

Подводная лодка типа «С»

Главный враг советских подводников в Финском заливе — даже не самолёты и надводные корабли. Это мины, с которыми они живут в одной подводной среде.

Тысячи мин всех типов усеяли залив вдоль и поперёк. Проход между ними становится вопросом скорее удачи, нежели мастерства.

Командир С-12 Василий Тураев практически всё время проводит в центральном посту. Он не молод — старше большинства командиров подлодок на пять-семь лет. Сын бедняка, добившийся всего своим умом и упорством. Выпускник военно-морской академии, убеждённый подводник, он сам попросился на «большую» лодку, отказавшись от должности командира соединения.

Тураев переходит в соседний отсек. Там его со стармехом ждёт горячий чай. Да какой чай — чай давно вышел… кипяток, едва окрашенный спитой заваркой.

Внезапно лодку сотрясает оглушительный взрыв, вжимающий её в морское дно. Всё летит кувырком, освещение гаснет, двигатели встают… Сквозь пронзительную тишину слышно только как хлещет вода, поступающая в корпус корабля.

Блокадная зима

Кампанию 41 года С-12 и её командир пропустили: в июне лодка только готовилась к испытаниям. А с катастрофическим началом войны было не до боевой подготовки нового корабля. Всю зиму субмарина простояла вмерзшей в лёд Невы.

В условиях всё уменьшавшихся пайков, постоянных бомбёжек Ленинграда, тяжёлых фронтовых сводок и неуверенности — выстоит ли город? — многие не выдерживали и начинали искать забвения на дне стакана. Не стал исключением и сам Тураев.

Экипаж С-12 распадался на глазах. Всё это закончилось закономерным разносом от начальства.

За «недисциплинированность, извращение дисциплинарной практики и пьянство» Тураева понизили в звании: с капитана 3-го ранга до капитан‑лейтенанта.

Весной 42-го лодка приступила к боевой подготовке. Однако в осаждённом городе единственным «полигоном», которым могли воспользоваться подводники, был глубоководный кусок Невы в районе Охтинского моста, в шутку прозванный «Охтинским морем». Там моряки отрабатывали простейшие упражнения.

Василий Андрианович Тураев у перископа в боевой рубке

В свой первый боевой поход С-12 отправилась в середине сентября 42 года c условно готовым экипажем. Ожидалось, что поход будет коротким: зима близко.

Рекордный поход

«Прелести» прорыва через проложенные немцами и финнами противолодочные рубежи Тураев и его команда ощутили сполна и сразу.

Ещё в самом начале поход мог закончится из-за внезапной атаки финского самолёта (кстати, это был трофейный советский бомбардировщик «СБ»). Точно сбросив глубинные бомбы, он вызвал надводную команду «охотников». Однако С-12 повезло: охотники решили, что имеют дело с возвращающейся лодкой. Они начали искать субмарину в восточном направлении, пока Тураев медленно уводил её на запад.

Потом — из-за ошибки экипажа, неверно оценившего последствия бомбёжки, — вспыхнула аккумуляторная батарея.

Ещё одним «приключением» стало застревание корабля в неизвестном подводном препятствии. Вероятно, в обломках затонувшего в 1941 году советского гидрографического судна «Азимут». Пока С-12 шумно пыталась освободиться, «на огонёк» успели финские и немецкие сторожевики. Тураеву удалось задним ходом выбраться из плена и спрятать лодку в подводном каньоне. В результате большинство обрушившихся глубинных бомб разорвалось над ней.
Даже после прорыва в большую Балтику лодку продолжали преследовать неудачи, поломки и промахи.

Когда в перископ Тураева вплыла редчайшая цель — немецкий броненосец «Шлезиен» — атаковать не удалось: заклинили крышки кормовых торпедных аппаратов. Затем несколько атак сорвались из-за плохой подготовки экипажа: подводники не успевали выпускать торпеды и не могли удерживать лодку на перископной глубине.

Продолжались и технические отказы. Самым серьёзным стал выход из строя обоих компрессоров. Больше суток С-12 не могла ни погружаться, ни всплывать.

То, что корабль вообще держался на плаву, в немалой степени было заслугой прикомандированного на лодку дивизионного инженер-механика Виктора Коржа. Весь поход проводя ремонтные работы на коленке, он совершал невероятные чудеса, которые считались в принципе невозможными в полевых условиях.

Тураев, несмотря на все проблемы, упорно возвращался на позицию и просил командование продлить поход.

Удача улыбнулась ему дважды в конце октября. Торпеды С-12 повредили два крупных немецких транспорта («Мальгаш» и «Сабина Ховальд») из перехваченных конвоев. Причём по «Сабине Ховальд» Тураев попал торпедой с 14 кабельтовых (более 2500 м) — что стало самым дальним успешным выстрелом отечественных подводников в ту войну.

К сожалению, из-за малых глубин и близости портов неприятельские суда не погибли. После продолжительного ремонта немцы снова ввели их в строй.

Транспорт «Мальгаш» после попадания торпеды С-12

В обратный путь лодка пошла только восьмого ноября. К этому времени на ней заканчивалось всё, включая продукты и топливо. Моряки в прямом смысле слова затягивали пояса потуже.

Возвращение

Когда прогремел взрыв, С-12 возвращалась на базу. Подлодка задела противотральную трубку мины и едва уцелела — рвануло в 20 метрах над ней.

Экипаж, поднаторевший в аварийных ситуациях во время похода, быстро дал ход и уменьшил поступление воды. Меньше чем через час после подрыва С-12 подверглась бомбардировке финским самолётом. Бомбардировщик заметил на поверхности воды масляный след, который оставляла непрерывно откачивающая за борт воду лодка.

Со вторым взрывом сильно повезло: перекошенные люки и клапаны, из которых и поступала вода, встали от нового сотрясения на место.

Уже после похода на прочном корпусе нашли 13 прогибов от всех перенесённых взрывов, а с верхней палубы собрали два ведра мелких осколков глубинных бомб и верхнюю часть морской мины.

С-12 вернулась в Ленинград 18 ноября 1942 года, когда по корпусу идущей лодки уже скрёб битый лёд.

Её 62-суточный поход стал абсолютным рекордом длительности среди боевых походов наших субмарин в Великую Отечественную.

https://warhead.su/2018/03/21/prokachat-ekipazh-rekordnyy-pohod-podlodki-vasiliya-turaeva?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=warhead_lal&utm_content=prokachat-ekipazh-rekordnyy-pohod-podlodki-vasiliya-turaeva&utm_term=www.kurier.lt&utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=warhead-lal&utm_term=www.kurier.lt
Tags: Великая Отечественная, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • БПЛА против министра обороны Карабаха

    Предвыборное хвастовство Трампа, обещавшего "с лёгкостью прекратить войну в Карабахе" вдребезги и пополам разнесла выпущенная азербайджанским…

  • Убит министр обороны Ккарабаха /видео/

    Азербайджанские СМИ сообщили о гибели министра обороны и командующего армией обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) Джалала…

  • Экономные британские грязнули

    Я уже не раз писал о том, что чистоплотность не является сильной стороной западноевропейцев. Не все там, конечно, ходят грязные и вонючие, но...…

promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments