Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Почему и как появились танки Т-64, Т-72 и Т- 80. Часть 2

Продолжая историю становления танка Т-64 (первая часть), следует отметить, что путь этот был тернистый с неожиданными поворотами. В конце 1961 года был разработан и защищен техпроект на объект 432, а в сентябре 1962 года изготовлены первые опытные образцы танка. В октябре 1962 года танк был продемонстрирован руководителям государства на Кубинке. По сравнению с другими танками, он серьезно отличался, и, несмотря на неоднозначную реакцию военных, дальнейшая его разработка была одобрена.
https://topwar.ru/uploads/posts/2018-05/thumbs/1527731381_tank64.jpg
Внешне танк выглядел очень эффектно, как изысканно одетая женщина с приятной внешностью. Мне рассказывали, как при рассмотрении первых вариантов танка Морозов своей рукой провел на чертеже линию и срезал выступающие торцы первых топливных баков на надгусеничных полках. Со словами, что в танке должно быть все красиво.

На заводе Малышева была изготовлена опытная партия танков для предъявления на госиспытания. Машина была принципиально новой практически во всем и в процессе заводских испытаний выявилось большое количество дефектов и недоработок двигателя и его систем, механизма заряжания и ходовой части. По этой причине ряд тактико-технических требований не были выполнены.

После отработки и доводки конструкции и устранения замечаний танк все-таки в 1963 году был представлен на госиспытания. Однако этих мероприятий оказалось недостаточно, ТТТ не были выполнены и танк не прошел полный цикл испытаний и на вооружение принят не был.

Несмотря на это, принимается решение запустить его в 1964 году в серийное производство по документации главного конструктора. Танки направлялись войска на ускоренную эксплуатацию, выявлялись дефекты и устранялись. Конструкция дорабатывалась и в октябре 1966 года он был представлен на повторные госиспытания. Успешно прошел их и в декабре 1966 года был принят на вооружение.

Сразу следует отметить, что серийное производство танка началось вопреки воли военных и это естественно не сделало их сторонниками этой машины. К тому же военные противились внедрению принципиально новой машины в армию, поскольку это требовало серьезных изменений в техническом и организационном обеспечении танковых войск.

В 1964 году танк Т-64 прошел глубокую модернизацию. В нем была установлена пушка калибра 125 мм и доработаны многие системы танка. Он успешно прошел войсковые испытания и в мае 1968 года принят на вооружение как танк Т-64А.

Это был танк нового поколения и очень серьезно отличался от всех предыдущих.
Он оказался слишком новым для своего времени, а любое новшество требует усилий и времени для доводки. Преимущества и недостатки Т-64 уже подробно разобраны и описаны. Но на некоторых хотелось бы остановиться.

Свои личные впечатления от танка. Я проходил обучение на танках Т-55 и однажды на практике на танкоремонтном заводе мне удалось залезть в тогда еще засекреченный Т-64. Меня поразили два момента – прицел наводчика и механизм заряжания.

Прицел ТПД -2 -49 показался совершенством, насколько он отличался от простенького прицела на «пятьдесят пятом» и поражал своим «не танковым» исполнением и характеристиками. Тогда я еще не знал, что спустя годы мне придется руководить разработками сложнейших прицельных комплексов перспективного танка.

Также поразил досылатель МЗ. Все так быстро срабатывало, что я не мог понять, как из двух гибких цепей получается жесткий стержень. Много позже я столкнулся с изобретением Морозова, которое так просто решало не простую проблему.

Наиболее проблемными на танке были три узла –двигатель, механизм заряжания и ходовая. Если посмотреть на Т-64,Т-72 и Т-80 то они именно по этим узлам и отличается друг от друга. Все остальное у них практически одинаковое — компоновка, пушка, вооружение, прицелы, электроника. Не специалисту их трудно различить.

Двигатель Т-64 вызывал больше всего проблем и работы по его доводке длились очень долго. Он был создан с нуля, не было ни технологии, ни опыта разработки подобных двигателей. В процессе его доводки возникало масса проблем и для их решения приходилось привлекать специалистов по металлам, керамике, маслам. Проводить исследования по динамике поршневой группы и искать иногда методом проб и ошибок необходимые решения.

Главный конструктор двигателя Чаромский разработал его и получил приемлемые результаты на опытных образцах двигателя. В процессе работ мощности 580 л.с. оказалось недостаточно и пришлось разрабатывать новый двигатель 5ТДФ на 700 л.с. При имеющихся проблемах это накладывало новые и у многих создавалось впечатление, что его невозможно довести.

К тому же Чаромский не захотел заниматься доводкой двигателя, в 1959 году ушел на пенсию и вернулся в Москву. Вместо него стал главным конструктором Голинец, страстный любитель женщин, это уже был не главный конструктор и совершенно другой уровень. Под его руководством работы по двигателю серьезно замедлились.

Когда в 1973 году был принят на вооружение Т-72, разъяренный Морозов, вернувшись из Москвы, обвинил в неудачах Голинца и очень быстро за «моральное разложение» он был отстранен от должности.

Несмотря на все эти проблемы двигатель все-таки был доведен, а при разработке танка «Боксер» уже использовалась модификация этого двигателя мощностью 1200л.с. Проблемы были решены, но время уходило и танк никак не мог стать на ноги.

Возникали и совершенно неожиданные проблемы. Как мне рассказывали, в начале войсковой эксплуатации танка одно подразделение дислоцировалось в хвойном лесу и через какое-то время танки начали выходить из строя. Выяснилось, что хвойные иголки забивают эжекционную систему охлаждения со всеми вытекающими последствиями. Пришлось срочно дорабатывать конструкцию и вводить сетки на крыше МТО, а все танки из армии возвращать на завод и дорабатывать.

Почему на Т-72 появился новый автомат заряжания? Выбор варианта МЗ определялся боеприпасом. В начале разработки он был унитарным. В итоге добились и сделали его раздельным с частично сгораемой гильзой и поддоном. Долго искали вариант его размещения в механизированной укладке. На одном из совещаний кто-то предложил разместить его как согнутая рука в локте. Так появился МЗ кабинного типа.

Приняв этот вариант ограничили аварийную эвакуацию механика – водителя. Проблему решили, сделав лаз в кабине. Но это было возможно только при положении пушки «по курсу». Была еще проблема с ловушкой поддона, при его вылете на большой скорости из пушки были случаи неулавливания поддона и постоянно разбивался датчик фиксирующий его в ловушке, что приводило к остановке процесса заряжания. Эта проблема также в итоге была решена.

Под этими надуманными предлогами военные не воспринимали МЗ. На Т-72 поступили примитивно просто, выбросили шесть выстрелов и положили снаряды и гильзы друг на друга в конвейере. Ловушку вообще не стали делать. Поддон просто выбрасывали наружу. И это при том, что по ТТТ танк не должен в бою разгерметизироваться. По тем временам серьезно выдвигалось требование ведения боя в условиях применения ядерного оружия.

Военные закрыли глаза на уменьшение боекомплекта с 28 до 22 и разгерметизацию танка при стрельбе. Главное надо было доказать, что МЗ не годится.

Проблемы с ходовой. За эти годы было много дебатов, какая ходовая лучше, а какая хуже. Могу сразу сказать, что основным критерием при выборе типа ходовой на Т-64 был ее вес. Не надо забывать, что по ТТТ вес танка не должен был превышать 34 тонны и с самого начала были проблемы с двигателем, мощность его была недостаточной. Поэтому Морозов, зная что такое для танка проходимость, выбрал этот вариант ходовой и все время ее отстаивал.

У этого типа ходовой естественно были недостатки, их лечили, но требование по весу неукоснительно соблюдалось. Постоянно вставала дилемма между характеристиками и весом, так как принятие другой ходовой увеличивало вес танка на две тонны. На Т-72 и Т-80 пошли на это, на Т-64 оставили облегченную ходовую. Конечно, в таких ограничениях по весу и габаритам трудно было достичь удовлетворения всех требований, но главный считал, что с этим надо мириться. Костенко в своей книге упоминает, что Морозов в общении с ним соглашался, что по всей видимости он был не прав, но это уже достояние истории.

Так появились три типа ходовой: харьковская, тагильская и ленинградская. Было проведено много испытаний, по их результатам все-таки наиболее эффективной оказалась ленинградская ходовая. В ХКБМ ее также взяли за основу в своих последующих модификациях танков и при разработке перспективного танка «Боксер».

Решение этих проблем потребовало времени и с момента начала разработки танка до принятия на вооружение прошло 11 лет. За это время появились как сторонники, так и противники разработки танка. Причины здесь были технические, организационные и конъюнктурные. Танк был нового поколения и его доводка естественно потребовала приложения немалых усилий.

Военные с одной стороны хотели получить новый танк с повышенными характеристиками, с другой, их настораживала сложность танка и неизбежные при его внедрении изменения в структуре танковых войск и подготовке танкистов. На это еще накладывались проблемы технического характера и они затягивали принятие танка на вооружение.

К тому же они были недовольны запуском танка Т-64 в серийное производство без завершения госистпытаний в 1964 году и считали, что им навязывают этот танк. Командующий танковыми войсками маршал Полубояров и затем маршал Бабаджанян, начальники ГБТУ и полигона на Кубинке со временем начали склоняться к версии более простого танка, каким им представлялся Т-72.

В руководстве оборонной промышленности видели, какой колоссальный объем работ предстоит проделать при организации производства этого танка. Постоянные проблемы с организацией производства, особенно нового двигателя, также не вызывали у них особого энтузиазма. Только железная воля «сталинского наркома» Устинова, сделавшего ставку на Т-64 как единого танка для армии, заставляла всех реализовывать поставленные задачи.

Были и конъюнктурные причины. Запуск в серийное производство единого танка обязывал УВЗ и ЗКЗ вести свои разработки на этой базе. Естественно, они никакого удовольствия от этого не испытывали и через своих лоббистов в среде военных, руководителей промышленности и правительстве стремились не допустить этого и продвигали свои проекты танков.

В августе 1967 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров об оснащении армии новыми танками Т-64 и развитии мощностей для их производства. Выпуск этого танка должен был вестись на трех заводах – в Харькове, Нижнем Тагиле и Ленинграде. Учитывая ограниченные мощности по выпуску двигателей 5ТДФ, установка его в мирное время предусматривалась на всех заводах, а в особый период УВЗ должен был выпускать «резервный» вариант танка Т-64 на базе существующего двигателя В-2.

Такой вариант танка ХКБМ разработало (объект 439). В 1967 году были изготовлены и испытаны опытные образцы танка и успешно проведены испытания. Техническая документация по этому танку была передана на УВЗ для организации серийного производства.

Параллельно на ЛКЗ с начала 60-х годов велись работы по установке на танк Т-64 газотурбинного двигателя (танк Т-64Т). Были изготовлены и испытаны образцы такого танка. В октябре 1968 года было принято решение о создании танка Т-64 с ГТД (объект 219). Эта работа мало кого интересовала, поскольку приемлемой турбины не было.

Независимо от принятых решений на УВЗ и ЛКЗ на базе танка Т-64 проводились работы по созданию собственных вариантов перспективного танка. На этом этапе при серьезной поддержке военных начал лоббироваться проект УВЗ (объект 172), ставший потом танком Т-72. Как писал Костенко в своей книге, процесс становления этого танка был длительным, тернистым и носил почти детективный характер. Это была действительно детективная история — с подделкой государственных документов!

Продолжение следует…
Tags: Апухтин, Военное обозрение, Танки
Subscribe

Posts from This Journal “Апухтин” Tag

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment