Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Доить всегда, доить у всех, вот лозунг "Нафтогаза"

В сентябре корабли фирм-подрядчиков проекта "Северный поток - 2" начали укладку трубопровода в территориальных водах Финляндии. А чиновники крупнейшей украинской государственной компании, ответственной за сохранение транзита, занимаются "подковерным балетом" и усиленно передают в Лихтенштейн своим "супружницам" доллары и евро. Все прекрасно понимают, что речь идет о создании ими "запасных аэродромов", когда праведный народный гнев приобретет вполне "мордобительные" формы.
https://imgclf.112.ua/original/2018/10/12/362352.jpg?timestamp=1539319090
И ведь с точки зрения формального соблюдения законов – не подкопаешься: бонусы государственным менеджерам начислены с соблюдением всех необходимых процедур. Налоги с них удержаны, так что можно "транзитировать" валюту вместо газа. Правда, остались вопросы к валютному контролю со стороны уполномоченных банков и НБУ. Упрощенная процедура по инвестициям за рубеж действует лишь для сумм в пределах 50 тыс. долл. А судя по сообщениям СМИ, которые не опровергнуты фигурантами, в данном случае были перечислены миллионы инвалюты.

Причем такая строка вывода капитала за рубеж, как "помощь жене", в нормативно-правовом поле пока не фигурирует. Но для финансового мониторинга Лихтенштейна – это уже частные подробности и "ужасы нашего городка". Для них важно, что источник средств определен и все необходимые налоги удержаны. А что касается справедливости бонусной системы, применяемой в государственных компаниях Украины, ну поржут  лихтенштейнцы, и будя.

Общая сумма бонусов, начисленных в "Нафтогазе", превысила 40 млн долл. При этом половина была выплачена, а вторая окутана тайной. "Газпром" пока почему-то не спешит перечислять Украине те 4 с хвостиком миллиарда, которые проиграл в Стокгольмском арбитраже. Зато "Нафтогаз" победоносно заявил, что сумел удержать с россиян аж… 9 млн долл., которые были ему ранее переплачены за транзит природного газа. Но этой суммы не хватит даже для выплаты половины начисленных бонусов. А с другой стороны, желание НАКа любой ценой финансово обосновать то, что обосновать невозможно, то есть сумму бонусных выплат, может привести к тому, что россияне перестанут платить нам за транзит. Ведь если в "Нафтогазе" будут и дальше выдирать из "оперения" "Газпрома" перья в счет оплаты долга, тот в свою очередь может минимизировать любые транзакции в нашу пользу (сейчас – это плата за транзит).

Хотя с другой стороны, после 2020 года перспективы транзита по территории Украины становятся весьма туманными.

До 2012 года, пока не была запущена вторая нитка "Северного потока - 1", зависимость России от украинского маршрута находилась на критическом уровне, если оценивать ее с точки зрения транзитной диверсификации маршрутов поставок.
https://imgclf.112.ua/original/2018/10/12/362353.jpg?timestamp=1539319105
Емкость российского рынка газа в Европе можно оценить на уровне 170-190 млрд м куб. (реально будет чуть больше 200 - М1).  После запуска всех обходных маршрутов россияне смогут поставлять в обход Украины примерно 196 млрд м куб. Это если брать проектную мощность. В реальных условиях газопроводы в среднегодовом режиме загружены на 80%, то есть рабочая пропускная способность южных и северных потоков, а также белорусского коридора составит до 160 млрд м куб.:

Белорусский маршрут "Ямал - Европа" - пропускная способность 39 млрд м куб., загрузка 84%.

"Северный поток – 1" в виде двух ниток общей пропускной способностью 55 млрд м куб. Загрузка 80%.

"Голубой поток" - 16 млрд м куб., загрузка 81%.

"Северный поток - 2" - плановая мощность 55 млрд м куб.

"Турецкий поток" - плановая мощность 31,5 млрд м куб.

С помощью обходных газопроводов Россия сможет поставлять на европейский рынок до 85% объемов природного газа. Но нужны балансирующие мощности в виде подземных хранилищ, а также остается дефицит транзита в объеме до 15%. Таким образом, в любом случае "Газпром" "подарит с барского плеча" нам около 30 млрд м куб. транзита, как раз ровно столько, чтобы наша труба не сгнила в земле и оставались минимальные ресурсы на поддержание ее критически необходимого технического состояния. Ни о каком развитии, возможности осуществлять инвестиции и тем более о прибыли речь не идет. Ведь в случае сокращения транзита природного газа по территории Украины до 30 млрд м куб. с нынешних 94 млрд (рекорд 2017 года), выручка от транзита сократится в три раза: с нынешних 3 млрд долл. до 1 млрд долл. в год.

М1: Автор не учел запуск ГТС из Азербайджана через Турцию - это еще 10 млрд кубов транзита в ЕС. В том числе в проекте и русские. Не учитывается и рост потребления газа в ЕС, равно как и потребление Турцией. В целом, если учесть все источники поставки, включая и СПГ, транзит через Украину может сохранятся в объеме около 40-50 млрд кубов. Плюс те объемы, которые сегодня Киев покупает реверсом из ЕС. Ведь объем транзита неизбежно увеличится после смены режима в Киеве, что учитывают в Москве в среднесрочной перспективе. Да и не только в Москве.
https://imgclf.112.ua/original/2018/10/12/362354.jpg?timestamp=1539319113
Как показали расчеты "Нафтогаза" по результатам девяти месяцев прошлого года, отсутствие транзита привело бы к сокращению налоговых поступлений из подотчетных ему предприятий на 24,9 млрд грн (с фактических 91,6 млрд грн до 66,7 млрд грн). Кроме того, отсутствие транзита привело бы к тому, что все затраты на содержание ГТС легли бы на плечи "Укртрансгаза", но только без адекватных рыночных компенсаторов. Как показывает отчет этой компании за девять месяцев 2017 года, затраты на операционную деятельность составили 36 млрд грн. Кроме того, аналитики "Нафтогаза" подсчитали, что при подобном раскладе государству пришлось бы субсидировать содержание ГТС в размере 5 млрд грн в год.

Но, кажется, "Нафтогаз" уже нашел выход, как ему перекрыть образовавшийся дефицит. По старой доброй традиции почетная миссия по закрытию бюджетных брешей отводится населению.

Потери от транзита в размере 56 млрд грн по умолчанию будут перекрыты дополнительным доходом от продажи природного газа физическим лицам и предприятиям теплокоммунэнерго. В случае, если цены на природный газ для льготных групп потребителей увеличат на планируемые 4 тыс. грн/тыс. м куб., это приведет к росту доходов НАКа на более чем 60 млрд грн. В таком случае "баланс" функционеров этой компании сходится. Бонусная система не пострадает, и будет с чего платить миллионные зарплаты. С одной лишь "разницей": если раньше эти 60 млрд грн в год нам платил "Газпром", то при потере 2/3 транзита платить придется обычным украинцам. И государству, которое обречено раскошелиться на дополнительные субсидии. Но брать деньги с "Газпрома" или с обычных украинцев – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

 Ну а пока "вишневое дерево" в виде дополнительного груза платежей за газ уже в ближайшие месяцы вырастет на голове простого украинца, в то время как высшие руководители страны продолжат самозабвенно "стрелять через дымоход".

Алексей Кущ, https://112.ua/mnenie/vse-prosto-esli-gazprom-otkazhetsya-ot-tranzita-gaza-cherez-ukrainu-my-zaplatim-za-eto-iz-svoih-karmanov-465716.html
Tags: Газ
Subscribe
Buy for 110 tokens
Зеленский, видимо, продолжает традицию Порошенко, считать, что дети Донбасса - это террористы. Сколько родилось за время войны, которые еще не знали слова "мир", уже не сосчитать. Сколько погибло их, сколько ранено, сколько потеряли своих родителей, уже не сосчитать тоже. Мой ребенок среди них... Я…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments