Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

«Черная пятница»: выгода или обман?

Праздник потребления, рожденный в США, завоевывает все новые страны, однако сами американцы, как и первые европейские последователи - британцы - начинают терять к нему интерес. Почему?

Пятница после ноябрьского Дня благодарения обещает покупателям феноменальные скидки, а продавцам - невиданные обороты. И для тех, и для других - это главное событие года, все ждут его, затаив дыхание: одни в предвкушении, другие - в ужасе.
https://ichef.bbci.co.uk/news/660/cpsprodpb/3F37/production/_104438161_blackfriday.jpg
"Черная пятница" традиционно считалась барометром настроений потребителей и здоровья экономики. И пусть продажи растут год от года, экономисты и социологи уже предрекают постепенный закат этого феномена.

Отчасти потому, что у американского фестиваля скидок появились конкурирующие праздники распродаж. Но еще и потому, что и покупатели, и продавцы понемногу начинают сомневаться, стоит ли игра свеч.

1. Угасающее предвкушение

https://ichef.bbci.co.uk/news/624/cpsprodpb/12997/production/_104438167_38.jpg

Если год назад каждый второй американец (49%) собирался купить чего-нибудь со скидкой в "черную пятницу", то в этом сезоне таких лишь 38%, свидетельствуют опросы Ipsos.

Другими словами, для 62% жителей США скидки может и важны, но они не считают "черную пятницу" стопроцентным шансом сэкономить.

Аналогичный опрос в Великобритании дал тот же результат, в пределах статистической погрешности: 64% потребителей не ждут пятничной распродажи, показало исследование компании Aptos.

Британия в этом случае - показательный пример. Она первой в Старом Свете заразилась черной пятничной лихорадкой в 2010 году и первой же продемонстрировала признаки нарастающей усталости.

2. Бывает дешевле



Опрошенные Aptos британцы говорят, что не ждут "черной пятницы" и следующего за ним "киберпонедельника", поскольку в большинстве своем (54%) не верят, что заявленные скидки будут предельно щедрыми.

И небезосновательно, выяснила Which? - британская организация защиты прав потребителей. Она следила за ценами полгода до и полгода после последней ноябрьской распродажи и выяснила, что 87% товаров можно было приобрести дешевле в другое время года.

И чем дальше, тем хуже: за год до этого показатель не превышал 60%, а еще годом ранее был меньше 50%.

3. Больше скидка - ниже прибыль




В прошлом году в "черную пятницу" средний размер скидки в мире достиг 50%. Это уже не драка до первой крови раз в году, а бесконечная изнурительная битва за выживание, жалуются продавцы.

"Готов поспорить, что большинство ритейлеров были бы счастливы, если бы эта американская традиция так и не пересекла океан", - сказал Би-би-си Стив Роу. Он управляет британской сетью магазинов Marks & Spencer, отказавшейся от скидок в "черную пятницу".

Конкуренция и желание сохранить долю рынка вынуждают торговлю идти на убытки, которые с каждым годом становятся все существеннее. К тому же, создавая ажиотаж обещанием невиданной щедрости, магазины сталкиваются с неожиданными издержками, невольно обманывая и покупателя, говорил Би-би-си бывший глава сети магазинов модной одежды Jigsaw Питер Руис.

"В фэшн-ритейле более половины купленного в "черную пятницу" возвращается в магазины. Через две-три недели все шансы продать эти вещи повторно улетучиваются, и они идут прямиком на сейл, но уже со скидкой 50-60%".

Его слова подтверждает исследование Which?, следящего за ценами до и после ноябрьской распродажи. В прошлом году каждый второй товар из их выборки в декабре можно было купить дешевле, чем в "черную пятницу".

4. Семь пятниц на неделе



Массовый забег по магазинам в отблесках рождствественской иллюминации уступил китайскому Дню холостяка корону главной распродажи года.

Если в прошлом году за четыре дня - с "черной пятницы" по "киберпонедельник" - американцы выложили 20 млрд долларов, то в этом году китайский гигант интернет-торговли Alibaba продал товаров на половину этой суммы за первый час ноябрьской распродажи, а в целом оборот составил рекордные 30 млрд долларов.

Траты в "черную пятницу" в прошлом году в США едва превысили 5 млрд долларов, и пусть это был рекорд, его побил через три дня "киберпонедельник" с продажами на 6,6 млрд долларов.

И в гонке за звание главной западной распродажи года на пятки им наступает ежегодный Prime Day интернет-гиганта Amazon. Компания не раскрывает данные о продажах с июльской скидкой, но аналитики оценивают их примерно в 4 млрд долларов.

5. Все раньше



Невиданные скидки постепенно выбираются за пределы "черной пятницы". Магазины спешат в прямом смысле обогнать конкурентов и начинают ценовые войны задолго до распродаж конца ноября.

Так, в прошлом году в Великобритании, согласно данным сайта-агрегатора Love The Sales, число товаров, продаваемых со скидкой уже в октябре, резко выросло по сравнению с предыдущими тремя годами.

Постепенно американцы, а вслед за ними и европейцы отвыкают копить к "черной пятнице" и спускать все к "киберпонедельнику". Крупнейшие продавцы в ответ постепенно отворачиваются от этой традиции, отмечают социологи и маркетологи из Ipsos и приводят в пример Apple.

"Если этот тренд будет нарастать, он может серьезно подорвать популярность "черной пятницы", - пишут они. - Нет сомнений, название останется, но ДНК этого явления придется пережить решительную мутацию во что-то новое...

https://www.bbc.com/russian/features-46297938
Tags: Интересно
Subscribe
promo mgu68 october 14, 09:34 21
Buy for 110 tokens
Начну с главного: нужна срочная помощь психологу Борису Петухову, который занимается психореабилитацией детей Донбасса. Времени катастрофически мало. Пост создан близким другом семьи психолога, преподавателя и правозащитника Елены Алекперовой mgu68 и ее мужа, доктора наук, психолога,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment