Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Битва за Британию - мифы и награждение непричастных

Любая государственная машина, особенно во время войны, нуждается в героях. Рождаются сами и создаются специально мифы и легенды, с годами превращающиеся в "исторические факты".

Не стала исключением и "Битва за Британию". В которой настоящие герои остались никому не известны, а в историю вошли в том числе и те, кто в глаза не видел гитлеровских асов, и не сделал по ним ни единого выстрела.
https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/017/705/content/bitva_1-446a0cef3bcf149a39a58e14213fa874.jpg
Битва за Британию — крупнейшая авиационная операция всех времен, продолжавшееся с 9 июля по 30 октября 1940 года и первая крупная неудача Гитлера. Во время Битвы за Британию немецкий пилот, который уничтожил 20 самолётов, автоматически награждался рыцарским крестом, к которому добавлялись дубовые ветви, мечи и бриллианты за каждые последующие 20 самолётов.


       
Англичане сняли обильную стружку с Luftwaffe, но не только не уничтожили и не обескровили, но скорее, заточили этот инструмент германской военной машины. Битва за Британию дает множество примеров смелых, тактически разнообразных действий и пилотов и командования Luftwaffe. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что в России Luftwaffe добились больших успехов в начальный период войны, равно как закономерна и последующая их деградация, вызванная привычной недооценкой противника, соответственно, не адекватными планированием производства и подготовкой летного состава и, как следствие, неспособностью поддерживать высокую активность длительное время.
          
    Битва за Британию это любимый миф англичан. Миф, по сравнению с которым сталинские агитаторы просто младенцы. При этом миф очень несправедливый для летчиков. Известно, что после фантастических цифр немецких потерь, заявленных англичанами и усилившегося недоверия нейтральной прессы к достоверности британских сообщений, Черчилль лично прекратил попытки командования RAF (Даудинга) установить истинные размеры потерь Luftwaffe (мол, все равно нельзя узнать, сколько немцев упало в море, сколько разбилось во Франции).


             
В Британии упор делается на то, что героизм и самопожертвование немногих - в списки героев попали примерно 3 тысячи человек, в том числе примерно 500 посмертно, спасли от нацистского рабства население целой страны. В герои попал личный состав целого командования (достаточно было выполнить хотя бы 1 боевой вылет).


         
Не пытаясь бросить камень в  английских (и не только) пилотов, хотелось бы знать, почему сотни никак и ничем не отличившихся летчиков, совершив считанные вылеты и при этом в глаза не видевшие противника, стали национальными героями, а, например, B. Hancock из No.6 SFTS (летной школы), таранивший 18 августа He 111 своим маленьким Avro "Anson", к их числу не относится ?



Летчики истребителей "бленхейм", сопровождавшие флотские "альбакоры" на бомбежку десантных плавсредств в портах Франции - герои (лететь в пасть врага на таком (в кавычки стоит взять слово истребитель), но вот о судьбе летчиков несчастных бипланов "альбакор" узнать что-либо практически невозможно - они не из ВВС и звания у них как-то странно звучат (суб-лейтенант и т.д.), словом, к Битве за Британию отношения не имеют. "Бленхеймы" сопровождения имеют, а "альбакоры" - нет.



Аналогичная история и с летчиками Бомбардировочного Командования. Помимо десантных судов, разбомбили как-то в Эйндховене 10 Не111 - немцы в потери попадают, а вот пилоты английских бомбардировщиков ни в канонические цифры потерь, ни в герои не попали.


"Мы сами справимся, сынок - тебе сейчас нужно быть подальше от Лондона"

           С 10 июля по 31 июля пилоты FC RAF выполнили 12,9 тыс. с/вылетов, потеряли - 0,54 %. В разгар битвы - в августе и сентябре в сумме выполнили 38,8 тыс. самолето-вылетов, потеряли - 1,86 %. По более поздним меркам союзников - откровенно незначительный уровень потерь.

   На 09-00 1 июля имелось в наличии:

тип исправно неиспр. всего
Hurricane 347 116 463
Spitfire 160 126 286
Defiant 25 12 37
Blenheim 59 55 114
и т о г о 591 309 900
     Благодаря образцово поставленному ремонту и обслуживанию, а также производству новых машин,  начиная с конца сентября FC RAF имели ясное численное превосходство на частями немецких истребителей : 1050 "спитфайров" и "харрикейнов" (730 исправных) + 300-400 машин в резерве, против 730 немецких Bf109 (исправных и нет), при этом резервов у Luftwaffe не было.


Плакат для лишившихся крова

         Уже в начале лета в Британию стали поступать американские самолеты. На фоне собственного производства размеры поставок были не велики - менее 15%. Важен был, скорее, сам факт, который не никто и не скрывал. 06 сентября Cf. Gr. I(L) на совещании OKW сообщил, что поставки американских самолетов в Великобританию за август 1940 г. составили 236 шт. Поставки критически важных для воздушного сражения истребителей были еще менее значительны - менее 10% и машины еще предстояло освоить лётным составом, поэтому, единственным импортным истребителем - участником Битвы за Британию стал Grumman "Martlet", поступивший на вооружение одного из дивизионов морской авиации и выполнявший патрульные вылеты в течение последней недели октября.

   

Численный состав Luftwaffe к началу июля 1940 г.


т и п кол-во
Bf109 1107
Bf110 357
Ju87 428
бомбардировщики 1380
разведчики 569
морские 233
транспортные 408
и т о г о 4482

В дневнике OKW за 26.08.40 содержится доклад Cf.Gr I (L) Maj. Freiherr von Falkenstein* о потерях и поступлении самолетов в Luftwaffe с начала компании на Западе 10.05.40:



тип потери поступило
ближ. разведчики 147 146
1-мот.истребители 439 630
2-мот.истребители 240 280
всего, вкл. тренир. 2239 2436
*Cf.Gr. I (L) H.d.D.W., OKB Kriegtagbuch



Казалось бы, состояние с матчастью Luftwaffe за 3,5 месяца даже несколько улучшилось. Однако, в докладе упоминается, что 2239 - это полностью уничтоженные самолеты. А величина потерь, включая тяжело поврежденные, составляет 3298. Поэтому, с одной стороны, всё прекрасно, а фактически - на лицо убыль в 862 единицы.

         

В чем же причина и где правда? Правда в том, что Германия не рассматривала Англию как реального противника и даже в ходе компании во Франции ни малейших разработок планов дальнейших военных действий против Англии не проводилось. Уже 20 мая 1940 г. после занятия Аббевилля, Гитлер заявил, что готов подписать сепаратный мир с Англией в любое время (Ref: Jodl Diary 01.02~26.05.40). Вскоре последовало еще одно очень существенное высказывание. 2 июня Гитлер заявил командующему группы армий "А" Рунштедту, что если Англия сейчас пожелает закончить войну и даст согласие на разумный мир, которое он от неё ожидает, то он (Гитлер) был бы, во всяком случае, свободен для выполнения своей настоящей большой задачи - борьбы с большевизмом (Ref: Gen.Inf. Sodenstern). Кажется, что столь "миролюбивый" настрой Гитлера носит беспрецедентный характер в истории всей Второй мировой войны.


  
В конечном итоге, Гальдер записал в своем дневнике: Россия - весна 1941 г. 31 июля на совещании в Бергхофе, Гитлер сообщил своим генералам о предстоящей войне c Россией, ближайшие возможные сроки высадки в Англии определялись на 20~26 сентября (при этом все подготовительные мероприятии, включая постановку минных заграждений и траление, необходимо было завершить к 15 сентября). Многие из присутствовавших, поняли, что в текущем году никакой высадки не будет.

14 августа Гитлер делает заявление, что подготовка к высадке на островах должна продолжаться даже если вторжение не будет реально осуществлено. Т.е. целью этих мероприятий являлось опять же склонение Англии к переговорам воздушными атаками и демонстрацией угрозы реальности вторжения.


Тем временем, после состоявшегося 30 августа "Венского арбитража" по Румынии, в советско-германских отношениях запахло "жаренным", причем не только на дипломатическом уровне.



11 сентября должно быть принято решение о вторжении (текущая дата для S-Tag - 21 сентября), но результаты бомбардировок Лондона настолько обнадеживают немецкое руководство, что кажется возможным вообще обойтись без высадки. 14 сентября происходит очередное совещание - решено и дальше оказывать максимально возможное давление на Англию бомбардировками Лондона и демонстрацией намерения высадки. Геринг обратился к Гитлеру с просьбой разрешить бомбардировку не только военных объектов, но и жилых кварталов - Гитлер отказал, боясь за свои города.

15 сентября происходит крупнейший дневной налет на Лондон. В Британии принято считать, что в этот день Luftwaffe было нанесено столь решительное поражение (объявлено об уничтожении 185 самолетов при потерях 1 : 7), что немцы вынуждены были отказаться от высадки, убедившись в отсутствии перспектив завоевания господства в воздухе. На самом деле, потери имели достаточно обычные размеры и пропорцию - 26 англичан против 58 самолетов противника.

      

Серия дневных массированных налетов на Лондон в течение 15 сентября, ясно продемонстрировала, в сущности, отсутствие господства самих англичан над Южной Англией, включая район Лондона, неспособность предотвратить атаки Luftwaffe на избранные цели. Как отметил Лен Дейтон [35], победа Истребительного Командования заключалась не в поражении Luftwaffe, а в том, что оно смогло уцелеть и сохраниться как военная сила.

     Но если немцы рассчитывали бомбардировкой сотен самолетов в течение всего дня показать англичанам их беспомощность предотвратить разрушительные налеты на столицу, то британское правительство, со своей стороны, заявив о победе, пусть и мнимой, показало свою решимость продолжать борьбу даже перед лицом возможных крупных разрушений и жертв (рейтинг Черчилля в октябре - 89%).


       
Данный факт уничтожил надежду Гитлера на возможность принудить Англию к миру бомбардировками, а также угрозой высадки, поэтому не удивительно, что на очередном совещании 17 сентября (соответственно, высадка могла быть назначена на 27-е), было решено определиться в сроках позднее. Для сохранения десантных средств от дальнейшего уничтожения во время регулярных налетов Бомбардировочного Командования, Гитлер приказал рассредоточить по удаленным портам, однако с расчетом, что их вновь можно будет собрать в 10-дневный срок.

Факт рассредоточения был установлен фоторазведчиками 23 сентября. Между 18 и 30 сентября британские фоторазведчики зафиксировали 30% уменьшение количества сосредоточенных для высадки барж. Впрочем, авиаторы только подтвердили то, что уже вечером 17 сентября знал Черчилль - из перехватов "Ультра" стало известно о распоряжениях отданных инстанциями Luftwaffe о свертывании транспортного обеспечения вторжения. Угроза высадки миновала.


      
26 сентября германское руководство определилось с точкой приложения дальнейших военных усилий - Средиземное море, Балканы, Россия (22 сентября 1940 года немецкие части появились в Финляндии), а на следующий день - 27-го, был подписан Тройственный Пакт.

Официальное решение об отказе от высадки было принято 2 октября, а 12 октября войска получили уведомление об отсрочке вторжения в Англию до весны 1941 г. и прекращении подготовительных мероприятий до соответствующего уведомления. Вероятно, имеет смысл упомянуть еще одно событие, произошедшее через месяц - встречу Молотова с Гитлером в Берлине 12 ноября 1940 г. - по результатам которой в СССР можно было немедленно объявлять мобилизацию.


     
Таким образом, мягко говоря, "активная" позиция СССР в восточно-европейских делах летом 1940 г. позволила Англии избежать появления на островах немецких солдат, с другой стороны, непримиримая позиция британского правительства, прежде всего лично Черчилля, дала Сталину без малого год на подготовку к германской агрессии.


     
Изучая материалы, связанные с Битвой за Британию, складывается впечатление, что английская сторона с приходом к власти 11 мая 1940 г. Уинстона Черчилля вела последовательную и продуманную политику эскалации войны. Полагаю, что дело (идет 1940-й год) не в нацисткой идеологии, а в принципиальной неприемлемости для Великобритании чрезмерной мощи любой из европейских держав.  Доказательством этого служит и выступление Черчилля в парламенте осенью 1943-го. Яростно возражая против открытия второго фронта он объяснял, что Германия будет союзником Британии в будущей войне против Советов.


Загрузка бомб на британский бомбардировщик

Вид сверху на тяжелый "Хайнкель"

Поднятые по тревоге британские летчики

Горящий немецкий самолет

Подготовленные к эвакуации дети
Фотографии с сайтов Библиотеки Конгресса США, Музея Королевских ВВС Великобритании и Bundesarchiv Первый провал Третьего рейха

Перечень литературы, многочисленные таблицы сравнительного состояния ВВС и прочие дополнительные данные по ссылке http://www.airwar.ru/history/av2ww/allies/bob/bob.html
Там же и оценка битвы Шихова И. 'Борисыч'
https://mikle1.livejournal.com/1111421.html, 2010 год.
Tags: Англия, ВВС, Вторая мировая
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments