Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

На Дальнем Востоке у советского моряка были три врага: немцы, японцы, американцы

Если главный фронт Второй мировой проходил на суше — от Белого моря до Чёрного, то на океанских просторах боевые действия велись практически по всей планете; не было такого участка бесконечных водных пространств, где бы ты был гарантированно застрахован от встречи с врагом. При этом, в отличие от боевых кораблей и подводных лодок противника, торговые суда в первые годы войны в массе своей никакого вооружения не имели.

Суда Балтийского и Черноморского пароходств во множестве оказались заперты в своих бассейнах и большей частью были уничтожены в первые месяцы войны. Те же из них, что находились в портах союзников или нейтральных государств, уходили на север или на Дальний Восток, поступая в оперативное распоряжение местных пароходств.

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2017/10/lusitania-1915.jpg
Ленд-лиз и бойня в портах

С вступлением в силу программы ленд-лиза стало понятно, что только морской транспорт способен осуществить массовые поставки грузов вооружений, снабжения и продовольствия через Атлантический и Тихий океаны. По сути, за все время войны действовало три коридора поставок грузов в Советский Союз: северными конвоями через Мурманск и Архангельск, через Тихий океан и Владивосток (единственный на тот момент мощный незамерзающий порт с железнодорожным сообщением), а также комбинированная (море, ж/д и автотранспорт) дорога через Иран и Каспий. Сухая и общеизвестная статистика свидетельствует, что более трёх четвертей всех ленд-лизовских грузов были доставлены морем; самый же большой объём (около половины всей массы грузов) пришёлся на Тихий океан и, соответственно, на Владивостокский морской торговый порт.

Именно тогда, в годы массовых ленд-лизовских перевозок, на весь мир прославилась первая женщина-капитан Анна Ивановна Щетинина, командовавшая пароходом «Жан Жорес», который среди многих других успел сделать несколько рейсов из портов США во Владивосток. В Америке не было газеты, которая бы о ней не написала.

Впрочем, морякам-дальневосточникам пришлось оперировать в годы войны не только в привычном и родном Тихом океане. Тем более что здесь у нас врагов, казалось бы, не было — с Японией поддерживался неукоснительно соблюдаемый договор о ненападении. Однако география гибели судов с портом приписки Владивосток, а главное — обстоятельства их гибели красноречиво свидетельствуют о том, что безопасного мореплавания не было ни для кого и нигде.

К примеру, сразу несколько судов Дальневосточного пароходства летом и осенью 1941-го, согласно заключённым ранее контрактам, пришли на ремонт на английские судоремонтные заводы в Гонконге. Однако последовавший вскоре штурм Гонконга японской армией привёл к тому, что все эти суда в ходе боевых действий были практически в упор расстреляны японской артиллерией — на рейде, в доках и у причальных стенок. Это была едва ли не первая потеря дальневосточных торговых судов, и самая большая разовая за все время войны. Утешением стало лишь то, что почти все члены экипажей остались живы и в течение года через Китай, не без приключений, вернулись во Владивосток. А также тот факт, что на погибших в Гонконге судах не было никаких грузов для фронта.

По принципу: топи всех

Участие дальневосточного торгового флота в Великой Отечественной войне — тема для отдельного текста. Пароходы гибли от японских, немецких и американских бомб и торпед, они тонули у берегов Индии и Филиппин, в Тихом океане и в Атлантике у Восточного побережья США, в знаменитых и трагических северных конвоях (достаточно сказать, что только в самом печально известном конвое PQ-17 шло два судна с Дальнего Востока, и оба дошли), и в одиночном плавании. За время войны, с 22 июня 1941-го по 3 сентября 1945 года, в море погибли 24 судна Дальневосточного морского пароходства. Силуэты каждого из них вместе со списками всех погибших членов экипажей отображены на мемориальных плитах возле памятника павшим морякам торгового флота в центре Владивостока.

Все та же сухая статистика свидетельствует удивительную синхронизацию цифр: восемь пароходов были потоплены немецкой авиацией, подводными лодками, надводными судами и минами; восемь судов погибли от японских бомб, торпед и снарядов; восемь судов под советским флагом потопили в Тихом океане американские подводники.

Со второй половины войны американцы постарались обложить японский архипелаг сплошной сетью подводных лодок, чтобы максимально нарушить снабжение главных баз противника. Действовали они по известному принципу: топи их всех! А потому, если ночью акустик слышал шум винтов, а в перископе обнаруживался силуэт судна, в его борт веером отправлялись несколько торпед. Восемь раз это были борта судов из Владивостока.

В последний раз это случилось в июне 1945-го, когда, казалось бы, Советский Союз ни с кем не воевал. Пароход «Трансбалт», хоть и старое, но ещё вполне крепкое судно (а на тот момент крупнейшее торговое судно советского торгового флота), следовал из американского Сиэтла во Владивосток с десятью тысячами тонн ленд-лизовских грузов — в основном рельсы, мука, автомобили. На борту находились около 100 человек, включая большую группу учеников и курсантов. Судно уже завершило переход через океан, когда на выходе из пролива Лаперуза в ночь с 12 на 13 июня в полчетвёртого утра было атаковано американской подводной лодкой «Спейдфиш», патрулировавшей район с задачей блокировать сообщение между японским тогда южным Сахалином и портами метрополии. «Трансбалт» затонул через 15 минут после атаки, однако благодаря слаженным действиям тренированного экипажа, подавляющему большинству моряков удалось спастись на шлюпках; недосчитались пятерых. Это было последнее советское торговое судно, погибшее в годы Второй Мировой войны.

Хотя уже буквально через два месяца торговые суда приняли участие в реальных боевых операциях по доставке и высадке десанта в корейских портах. Но там обошлось без потерь.

https://dv.land/spec/na-okeanskom-krayu-2?part=1&utm_source=warfiles.ru
Tags: Вторая мировая, Флот
Subscribe
promo mir_v_donbasse сентябрь 16, 07:43 475
Buy for 110 tokens
Обновление: для приемной дочери Татьяны, у девочки онкология, разыскивается препарат Бондронат! Стоит порядка 14 000! Жизненно необходим! Кто поможет достать, или собрать на хотя бы две упаковки - контакты и реквизиты ниже! Пометка "Препарат". После начала кровавого геноцида жителей Донбасса, я…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment