Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Сталинские беспилотники

Самолет-звено, о котором писал Стефановский в книге "Триста неизвестных" (Самолет-звено), имела продолжение. Вообще предвоенная история авиации в СССР - это просто феерверк гениальных открытий, разработок, прозрений. К сожалению, очень подпорченный издержками борьбы с врагами народа. Многие разработки, как корректно писал Стефановский, "по непонятным причинам в серию не пошли", многие были зарублены решением сверху как "бесперспективные", многие конструкторы преждевременно расстались с жизнью. Одним из таких бедолаг был Бекаури.
https://vpk-news.ru/sites/default/files/images/2018/12/04/09-01.jpg
Родился Владимир в 90 км от Тбилиси, в селе Али (или в селе Китохи). В 1905 году закончил Михайловское техническое железнодорожное училище в Тифлисе. Автор нескольких изобретений в области телеграфии и железнодорожного транспорта. Уже в конце 1920 года Бекаури вместе с академиком Ипатьевым организовал Экспериментальную мастерскую по новейшим изобретениям (Эксмани) при Государственном научно-техническом институте. Через пару лет - глава Остехбюро.

Задачу создания беспилотного самолета глава Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения Владимир Бекаури поставил перед специалистами авиационного отделения в 1923 году.

Первоначально воздушные суда для дальнейшей доработки намеревались закупить в Англии, но что-то пошло не так, сделка сорвалась. Однако выход нашелся, и в начале 1924 года был размещен заказ на постройку тяжелого отечественного самолета в ЦАГИ. Бекаури мыслил создать в перспективе беспилотный летательный аппарат, способный доставлять боезаряд в любую точку Северного полушария, ориентируясь по сигналам радиомаяков. В планах БЛА шел под шифром ТБ-3РТ3.

Через год было выдано задание на постройку четырехмоторного телеуправляемого бомбардировщика ТБ-3, над проектом которого трудился Андрей Туполев.

Опыт совместной работы у Остехбюро и Туполевского КБ уже был. 26 ноября 1925 года поднялся в небо первый серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1. Построенный из кольчугалюминия, он был сконструирован за девять месяцев. Для своего времени ТБ был прилично вооружен – тремя пулеметами «Льюис» либо тремя авиационными «дегтярями» (в зависимости от модификации) и нес в люках тысячу килограммов бомб. Машина прекрасно показала себя в воздухе: в 1929 году экипаж испытателя Семена Шестакова совершил на ТБ-1 сверхдальний перелет из Москвы в Нью-Йорк, преодолев свыше 20 тысяч километров, из которых больше трети над Тихим океаном.

“ На последнем этапе пилот пересаживался в подвешенный под крыло бомбардировщика истребитель-«ишачок» ”

Была и беспилотная версия этого самолета. Группе под руководством Георгия Коренева, специалиста по теоретической механике, предстояло решить нетривиальную задачу – создать автопилот для полета по заданным параметрам. Существовавшие устройства не подходили для этой цели – их требовалось постоянно контролировать. И второе: для надежного управления ведомым самолетом нужна была аппаратура подачи команд для изменения курса, высоты или других показателей полета.

Группа Коренева задачу решила: в 1932 году начальству представили автопилот АВП-2 с двумя свободными гироскопами – курсовым и продольно-поперечным. Самолет управлялся при помощи рулевых машинок с гидроприводом. В 1933-м прибор испытали при перелете Евпатория – Харьков – Москва. АВП-2 показал себя вполне надежно. А в Остехбюро работали над созданием командного устройства «Дедал», которое позволяло управлять самолетом с другого ЛА либо с земли.

Передатчик включал 16 команд, изменявших курс, тангаж, скорость и высоту. Таким образом беспилотник мог совершать несложные маневры. На передатчике стоял шифратор, на приемнике – дешифратор. Они настраивались в резонанс и стабильно работали. «Дедал» передавал сигналы на 25 километров, максимальная задержка реакции срабатывания составляла всего четыре секунды. На очередных испытаниях самолеты управлялись с помощью «Дедала».

Однако техника, какой бы совершенной ни была, может отказать, что и случилось в октябре 1933 года. Автопилот отключился, машина начала уходить в пике, из которого ее выводил летчик. После ремонта решали новую задачу – атака наземной цели. Но за две недели, в течение которых отрабатывали маневр, телесамолет (ТС) удалось подвести на дистанцию около ста метров от контрольного пункта.

В дальнейшем стало ясно: автоматика не слишком надежна, несмотря на то, что опробовались разные конструкции – пневматические, электромеханические и гидравлические.

Госиспытания «Дедала» прошли на ТБ-1, оснащенном автопилотом АВП-2. Опытная эксплуатация в войсках началась в 1936 году на аэродроме в Ленинградской области. В июле вышло распоряжение о создании во 2-й тяжелобомбардировочной бригаде отряда «Авотон» из шести ТБ-1, оборудованных АВП-2, приемниками командных устройств «Дедал». В январе 1937-го добились первого успешного результата: ТС ТБ-1, управляемый АВП-2, два часа выполнял в полете все приказы, поступавшие с земли.

Конструкторы добились устойчивого поведения телесамолета в воздухе. Но другую, пожалуй, самую главную задачу – автоматического взлета – на том уровне развития техники решить не удалось. Поэтому ТС пилотировал летчик. На подступах к цели он прыгал с парашютом, управление самолетом-торпедой далее велось по радио с ТБ-1, и когда бомбовоз достигал цели, ему поступал радиоприказ на пикирование.

В КБ работали к тому времени над созданием ТБ-3. Предварительный чертеж был готов еще к началу 1927 года, а в феврале 1929-го после уточнения специалистами Остехбюро техзадания подписан договор на постройку тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. В сентябре 1930 года он был готов, 22 декабря испытатель Михаил Громов поднял его в воздух.

Поскольку проблема автоматического взлета оставалась нерешенной, на старте ТС по-прежнему управлялся пилотом. Единственное отличие заключалось в том, что на последнем этапе он не прыгал с парашютом, а пересаживался в подвешенный под крыло истребитель-«ишачок». Тогда же шла работа над системой «Звено» по проекту Владимира Вахмистрова, суть которой состояла в превращении ТБ-1 и ТБ-3 в носители истребителей («Звенья» одной войны»). Совмещение двух проектов было логичным.

В 1937 году Владимира Бекаури арестовали и расстреляли как немецкого шпиона. Георгий Коренев оказался в одной «шарашке» с Андреем Туполевым. Проект закрыли, как и Остехбюро. О судьбе трех испытательных ТБ-3 почти ничего неизвестно. Скорее всего военные использовали их как обычные линейные бомбовозы. До создания ТБ-3РТ3 дело не дошло.

Но история радиоуправляемых самолетов на этом не заканчивается. Проект Бекаури после тщательного разбора признали перспективным, работы продолжили. В мае 1939-го комсоставу ВВС продемонстрировали полет ТБ-1, управляемого по радио с земли от взлета до посадки. Проведенные испытания показали: проблема создания телемеханического самолета в СССР решена.

История имела продолжение, но уже в других условиях.

Опубликовано в выпуске № 47 (760) за 4 декабря 2018 года
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments