Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

СССР-США: война в воздухе

Исследователи боестолкновений вне рамок боевых действий насчитали с 1950-го по 1983 год минимум 40 случаев, когда летчики СССР и США с их союзниками применяли оружие друг против друга. Назвать точную цифру невозможно, поскольку данные о некоторых эпизодах исходили лишь от одной из сторон, а другая информацию не подтверждала. В результате различных "недоразумений", Запад за это время потерял 27 самолетов и вертолетов и 139 военнослужащих, а СССР - всего 6 машин. Подобный дисбаланс определялся географией - не США, а СССР был окружен сотнями военных баз и воздушная разведка проводилась именно вблизи и непосредственно в воздушном пространстве Союза.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/97/Lockheed_SR-71_Blackbird.jpg/800px-Lockheed_SR-71_Blackbird.jpg
Вашингтон утверждал, что в большинстве случаев нарушения воздушного пространства СССР и его союзников либо не было вовсе, либо это была случайная ошибка. Впрочем, сбитый возле Свердловска У-2 Пауэрса свидетельствует об обратном.

Опровергать же нарушение границы нашим противникам помогала тактика проведения радиоразведки. В большинстве случаев самолет-разведчик на максимальной скорости ненадолго входил в воздушное пространство СССР, вынуждая активировать средства ПВО и снимал частотные, позиционные и иные характеристики задействованных средств, а потом быстро уходил.

В моё время как раз был сбит южнокорейский "Боинг", использовавшийся весьма цинично именно как "возмутитель спокойствия". Его 500-километровый марш по закрытой воздушной зоне отслеживала масса постов, включая даже наш учебно-боевой РПЦ под Павловском. А следующие за Боингом радиоразведчики спокойно снимали характеристики.

Аналогично действовали и специализированные SR-71. Обычно они выписывали гигантскую восьмерку у наших границ с таким расчетом, чтобы на полный круг приходилось два прокола госграницы. И именно на траектории с максимальной скоростью в три Маха (3300 км/ч). Осуществить перехват именно в своем воздушном пространстве практически нереально. Мало того, и этим пользовались и менее скоростные разведчики, сбитые машины почти всегда падали за пределами наших границ - даже при разрушении в воздухе отдельные фрагменты улетали до момента падения за десятки километров от точки перехвата.

Не считая гибели южнокорейского "Боинга" в 1983 году, самым крупным по числу жертв - 17 человек - был инцидент 2 сентября 1958 года, когда четыре советских истребителя МиГ-17 атаковали и сбили американский разведывательный самолет "Геркулес". Он упал в Арменянской ССР. Останки погибших были возвращены Ереваном спустя 40 лет.

Что касается сбитого в сентябре 1983 года "Боинга", то спекуляций, многочисленных псевдорасследований и смонтированных записей радиопереговоров было превеликое множество. Равно как и отсылок к словам Андропова, тогда еще относительно молодого Горбачева и т.д. После увольнения мне много рассказывали и показывали "документов" на эту тему, комментировать которые в то время я не имел права. Сегодня же это давно не секрет. Другое дело, что участвавшим в перехвате "Боинга" многие предпочитают не верить.

Суть же предельно проста. "Боинг" изменил курс именно как "живец", в обязанности которого входило активировать средства ПВО. Сопровождавшие на безопасном расстоянии разведчики снимали характеристики. Пилоты "Боинга" вызовы игнорировали, равно как и предупредительный огонь. Той осенью мне случалось несколько раз общаться с непосредственно участвовавшими в операции коллегами - все они были награждены или премированы, никто не наказан, все действовали в рамках испольнения своих обязанностей и приказов.

Фактически, американцы цинично использовали гражданский самолет в своих целях, совершенно справедливо рассудив, что русские не решаться сбить авиалайнер. А если (и когда) решаться, он сумеет пройти большое расстояние. Мало того, независимо от реального состояния дел, уничтожение лайнера больно ударит именно  по СССР, а не по подстроившим провокацию Штатам.

Так что сбитый над Донбассом "Боинг" пустили по давно отработанному сценарию. С той лишь разницей, что сбивать пришлось с помощью своих киевских марионеток. Тех самых, что изменили маршрут полета, проложив его в этот день именно над воюющим Донбассом.

О конкретных примерах боестолкновений, начиная с конца Великой Отечетвенной, сегодня, через несколько часов.
Tags: ВВС, ОСНАЗ, Разведка, Холодная война
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments