Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

"Я устроил руссим Перл-Харбор"

Явное преувеличение американского пилота, впоследствии ставшего сотрудником ЦРУ, касается довольно известного эпизода Холодной войны, о котором ходит достаточно много сведений, полученных из "заслуживающих доверия источников". Впервые я писал об этом в 2011 году. С тех пор мало что изменилось, но всё же есть смысл еще раз вернуться к тому, что один из владельцев компании "Coca-Cola Bottling Co" в Вашингтоне охарактеризовал как «инцидент, который стал позорищем для США. Сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения советской границы и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной. США заявили, что удар был нанесен из-за ошибки в навигации и неверной оценки ситуации. Командующий ВВС был снят, а пилоты наказаны. Штаты предложили оплатить ущерб. СССР принял решение не раздувать скандал».



Летчики 69-го гвардейского истребительного авиаполка получают почту на летном поле. На заднем плане  истребитель Р-39 «Аэрокобра» (Bell P-39N-1 Airacobra) командира эскадрильи гвардии капитана Н. Прошенкова. 1-й Украинский фронт.

Впрочем, минимум один наказанный сделал неплохую карьеру. А для ВС СССР инцидент стал хорошим уроком. Тем более, если обратиться к материалу 2011 года, лживость оправданий США очевидна. Ниже я внес некоторые правки, уточняя уже известные ранее детали.

Итак,

осенью 50-го вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче — Тихоокеанский флот). Был смертельно ранен командир «Пластуна» капитан-лейтенант Колесников, ранены помощник командира лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик. Корабли противника отошли лишь после того, как моряки «Пластуна» открыли ответный огонь из 45-миллиметровой пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК.

Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2c/Bell_P-63_Kingcobra_42-7010.jpg Кингкобра

7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами» Р-63 и еще более старыми "Аэрокобрами" Р-39, полученными еще по ленд-лизу в годы Второй мировой войны (тогда они были великолепны). Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте (вроде бы 20 машин - для участия в учениях). Дальше началось нечто почти невероятное.

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/09/R-39.jpgР-39 Аэрокобра


В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова.

Скорее всего, потерь не было вовсе. Этот аэродром подскока не был оборудован средствами ПВО, перегнанные эскадрильи стояли без боезапаса и топлива (в остатках), дежурного звена не было назначено, у стоящих открыто двумя рядами на поле машин никого не было, как не было и комполка, улетевшего на согласование учений с сухопутными частями.



Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 «Шутинг Стар» («Метеор») летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кобрах».

На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка. Еще через десять дней правительство Соединенных Штатов по этому же поводу направило официальное письмо Генеральному секретарю ООН. В нем оно сообщило, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще — что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место быть чистейшая провокация.

https://i.imgur.com/E74sV74.jpg

В этом уверен, например, бывший летчик 821-го авиаполка В. Забелин (на фото выше, 1950 г. на крыле своей Кобры). По его словам, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».

Кроме того, Забелин вспоминал, что командир оскандалившегося истребительного полка полковник Савельев и его заместитель подполковник Виноградов, не сумевшие организовать отпор американцам, были отданы под суд и понижены в должностях, фактически став стрелочниками. Для укрепления государственной границы из Подмосковья на Дальний Восток командование ВВС срочно перебросило 303-ю истребительную авиадивизию, вооруженную реактивными МиГ-15. Такие боевые машины с американцами могли биться на равных. Возможно, именно по этой причине F-80 больше в советском небе не появлялись. Хотя в продолжавшейся войне на Корейском полуострове «Шустинг стары» с МиГами сражались, и не раз.

Любопытно, что в Соединенных Штатах об этой истории вспомнили лишь когда закончилась «холодная война» — в 1990 году. В «Вашингтон пост» появилась статья под названием «Моя короткая война с Россией». Ее автор — Олтон Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке. А еще — бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. Квонбек снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Якобы виной всему низкая облачность и сильный ветер.

В статье американского экс-пилота говорится: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик». Квонбек, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Автор статьи утверждает, что ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов — мечта любого летчика, — продолжает он. — На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». «Для русских это было как Перл-Харбор», — не отказал себе в сильном преувеличении Квонбек.

Герой войны в Корее генерал-лейтенанта Георгия Лобова, командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом оставил воспоминания.

В то, что американцы бомбили советский аэродром по ошибке, он не верил. По свидетельству Лобова, никакой низкой облачности над Сухой Речкой в тот день не было. Наоборот, светило яркое солнце, что исключало потерю ориентировки пилотами F-80.
https://i.imgur.com/nq1VpMh.jpg
По данным советского генерала, очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха, а они совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. Это обстоятельство, а также послевоенный послужной список Олтона Квонбека, ставят под сомнение версию Вашингтона и искренность его извинений перед Советским Союзом.

P.S. Еще одно дополнение. Я встречал утверждения, даже со ссылкой на Забелина, о том, что пара сделала два захода и уничтожила 20 машин из 40. Равно как и утверждение, что было убито несколько человек, которым и поставили памятник, на данный момент без таблички и безымянный (фото в материале 2011г.). Вот только все произошло в 1950 году и уже через 35 лет, в 85-м, об этом эпизоде говорили открыто в ВВС. И были живы и при памяти офицеры полка - им было от 50-ти и больше. В те годы я чуть не каждую неделю был то в институте летчиков, то на аэродроме, то на каких-то семинарах и сборищах ветеранов и т.д. Речь о том деле заходила по понятным причинам часто и всегда говорили о том, что никаких жертв не было. Как нет упоминаний о них ни в каких архивах, хотя сегодня погибшие в Корее пилоты известны.


https://www.rubaltic.ru/context/08102018-nash-perl-kharbor-zovetsya-sukhoy-rechkoy/
https://primamedia.ru/news/466023/ и др. открытые источники.
Tags: ВВС, Холодная война
Subscribe
promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment