Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Category:

Махно и майдан

Власти города Гуляйполе Запорожской области планируют вернуть на историческую родину прах лидера анархистского движения и руководителя повстанческих отрядов, действовавших во время Гражданской войны 100-летней давности Нестора Махно.

Этот вопрос снова обсуждался на сессии городского совета. Ищенко отметил, что в настоящий момент подготовлены все необходимые документы. Власти Гуляйполя также заручились согласием внучатого племянника Махно. Местная администрация уже решила, что прах будет находиться в музее.



Ищенко заявил, что теперь осталось дождаться ответа от французской стороны — прах Махно находится на парижском кладбище Пер-Лашез. Ожидание затянется, т.к. планы по возвращению праха местные власти обсуждают каждый год.

В 2008 году в честь 120-летия со дня рождения Нестора Махно в Гуляйполе установили памятник анархисту. Скульптура находится возле дома, принадлежавшего ранее старшему брату Махно.

Может показаться, что попытки сделать из Нестора Ивановича Махно «правильного украинского героя» обречены на провал. Однако на самом деле не всё так просто.

Во-первых, нынешний киевский режим уже не раз демонстрировал, что хорошо умеет подтасовывать исторические факты в угоду националистической идеологии. Во-вторых, попытки доказать, что батька Махно был на самом деле истинным «свидомым», делаются украинскими историками уже не одно десятилетие. На чём же они основывают свои утверждения?

В некоторой степени им дает пищу для обоснования постулата об «украинизме» Махно сам батька. В 1926 году, находясь в эмиграции в Париже, в предисловии к своей книге «Русская революция на Украине» Нестор Иванович написал: «Об одном лишь приходится пожалеть мне, выпуская этот очерк в свет: это — что он выходит не на Украине и не на украинском языке. Культурно украинский народ шаг за шагом идет к полному определению своего индивидуального своеобразия, и это было бы важно».

Именно эта цитата из книги позволила украинским историкам записать Нестора Махно в «свидомые» герои. Также они обращают внимание, что в 1919 году Нестор Иванович отменил запрет на изучение украинского языка в школах на подконтрольных его армии территориях. До этого преподавать язык запретил белый генерал Владимир Май-Маевский, когда его войска контролировали запорожскую землю. Также от имени Махно в 1920 году издавались воззвания на украинском языке. Однако всё это не делает Нестора Ивановича украинским националистом.

Например, в другой своей книге «Под ударами контрреволюции», изданной 1928 году, Махно вспоминает эпизод, когда он приехал на Украину в эпоху правления гетмана Павла Скоропадского и железнодорожные служащие отказались говорить с будущим атаманом на русском языке, требуя, чтобы он общался с ними исключительно на украинском. И вот какие мысли родились у Махно в этой ситуации по поводу насильственной украинизации:

«Я поставил себе вопрос: от имени кого требуется от меня такая ломота языка, когда я его не знаю? Я понимал, что это требование исходит не от украинского трудового народа. Оно — требование тех фиктивных “украинцев”, которые народились из-под грубого сапога немецко-австро-венгерского юнкерства и старались подделаться под модный тон. Я был убежден, что для таких украинцев нужен был только украинский язык, а не полнота свободы Украины и населяющего ее трудового народа. Несмотря на то, что они внешне становились в позу друзей независимости Украины, внутренне они цепко хватались вместе со своим гетманом Скоропадским за Вильгельма немецкого и Карла австро-венгерского, за их политику против революции».

Интересная метаморфоза истории получается: Махно в своих воспоминаниях пишет о событиях 1918 года, но создается впечатление, как будто он пишет о днях сегодняшних.

Ведь сейчас все языки, кроме украинского, «выдавливаются» из структуры образования; в Киеве и Киевской области в сфере обслуживания (торговля, общепит) запрещены все языки, кроме украинского.

Как можно увидеть, «майданный» режим идет по стопам своих предшественников, которые плохо закончили. Например, гетман Скоропадский бежал из Киева вместе с немцами.

И то, что Махно разрешил преподавать в школах украинский язык, точно не делает его «свидомым». Например, в Донецкой народной республике сегодня украинский язык является государственным наравне с русским. Языковая свобода — это одно из естественных прав человека. И Нестор Иванович это понимал.

Махно и вопрос государственного устройства

Но главное, что отличает Махно от националистов, — это его отношение к форме существования государства. Для «свидомых» высшим идеалом является построение государства, в основе которого будет лежать фактор даже не нации, а национальности. То есть в органах власти, в сфере производства и владения собственностью должны учитываться национальные квоты. Например, в городе проживает 75% украинцев, 20% русских и 5% евреев. Значит, по мнению украинских националистов, именно исходя из этих цифр в данном городе должно существовать разделение во всех сферах жизни. То есть 75% мест в городском парламенте, в руководстве предприятий и в органах управления должны принадлежать украинцам, 20% — русским и 5% — евреям.

Конечно, для Нестора Махно подобные идеи были по сути своей неприемлемы. Он являлся сторонником интернационализма, а не ущербной доктрины о делении людей по национальному признаку. И всю жизнь, как истинный анархист, он отстаивал идею свободных коммун, в которых люди путем народовластия и достижения консенсуса сами определяли бы свою жизнь. В теории федерация таких коммун должна была в конце концов уничтожить институт государства с его репрессивным аппаратом. Так что Нестор Махно уж точно не является «свидомым» в контексте его взглядов на государственное устройство.

Также следует обратить внимание на отношения Нестора Махно с кумиром украинских националистов Семеном Петлюрой. Дважды они заключали союз. Первый раз, в декабре 1918 года, анархисты, получив от армии Украинской народной республики (УНР) оружие, говоря современным языком, просто «кинули» «жовто-блакитных» и вместе с большевиками атаковали сторонников Директории. Второй раз союз был заключен в июне 1918 года и был направлен против деникинцев. Госпитали УНР даже приняли на лечение раненых махновцев. Однако когда белые взяли Умань, «сичевые» стрельцы перешли на сторону Деникина и вместе с белыми вырезали в городе всех сторонников Махно.

По воспоминаниям известного анархиста Всеволода Волина, в армии Махно были уверены, что сторонники Директории специально сдали город белым, чтобы истребить анархистов. После этого союз между Петлюрой и Махно распался. А в ноябре 1919 года Нестор Иванович четко высказался в отношении петлюровцев, когда они попросили у него оружие. Махно сказал просителям: «УНР — наш классовый враг. Ни одной винтовки я не позволю отпустить из армии для этого империалистического вассала». И, конечно, оружия не дал. Так что не вышло из Махно соратника Петлюры.

Махно и политика

Становится ясно, что не очень-то попадает Нестор Иванович Махно в «пазлы» «свидомой» истории. И против украинизации выступал, и государственную систему не признавал, и Семена Петлюру не любил. Но тогда зачем губернатору Запорожской области поднимать вопрос о перезахоронении батьки?

Думается, дело в том, что нынешний режим хочет дать юго-востоку страны своего героя, которого можно было бы использовать в антироссийской пропаганде.

Ведь, несмотря на старания «майданных» СМИ, «свидомых» историков и блогеров, на юге и востоке Украины все «герои», будь то Степан Бандера, Роман Шухевич или Семен Петлюра, не воспринимаются как таковые. Эти исторические персонажи чужие для восточных регионов.

Другое дело Нестор Махно — человек не с радикально националистическими, а с анархически-левыми взглядами: он русскоязычный, а значит, ближе жителям Юго-Востока, чем тот же Петлюра. Кроме того, есть еще и историческая память у многих людей на юге Украины. У кого-то прадед или же прапрадед воевал в армии Махно или как-то взаимодействовал с анархистами. Батька в этих регионах — «свой». Между тем, у него были непростые взаимоотношения с большевиками (читай, Москвой): три раза он заключал с ними союз и три раза красные обманывали анархистов. А следовательно, образ Махно при умелом подходе можно использовать как в процессе декоммунизации, так и в целях продвижения русофобской политики на землях юго-востока Украины. При этом, конечно, украинские «историки» вылепят новый образ Нестора Ивановича, значительно отличающийся от реального, чтобы он «вписался» в нынешнюю идеологическую доктрину режима Порошенко.

http://naspravdi.info/novosti/zachem-ukrainskaya-vlast-otkopala-batku-mahno
Tags: Гражданская война
Subscribe
promo mgu68 october 14, 09:34 18
Buy for 110 tokens
Начну с главного: нужна срочная помощь психологу Борису Петухову, который занимается психореабилитацией детей Донбасса. Времени катастрофически мало. Пост создан близким другом семьи психолога, преподавателя и правозащитника Елены Алекперовой mgu68 и ее мужа, доктора наук, психолога,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments