Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

«Полкрыла вырвало, полтора осталось»

http://www.warheroes.ru/content/images/heroes/2hero/Beregovoy_G_T_0.jpg
Рассказывает летчик-космонавт СССР Береговой. Самый старший в первом отряде космонавтов. Единственный, получивший первую звезду Героя в Отечественную, летавший на Ил-2.

 "... Комэска, как и нас, полученные в бою пробоины никогда не смущали. Все мы искренне считали, что лучше Ил-2 во всем свете машину не сыщешь. А уж о феноменальной живучести её и говорить не приходится. Лишь бы мотор тянул — об остальном, уверял Яшин, можно не беспокоиться.

Комэск знал, что говорил. Как-то, возвращаясь с боевого задания, Яшин внезапно обнаружил в бомболюке оставшуюся каким-то чудом не использованную во время полета пятидесятикилограммовую фугасную бомбу. Тащить ее назад, к себе на аэродром, было не в его характере. Отделившись от своих, он вернулся за линию фронта и скинул фугас точно на батарею зениток противника, замеченную им еще по пути на аэродром. Батарею разнесло в клочья. Однако за секунду до этого одно из орудий почти в упор всадило в штурмовик Яшина двадцатимиллиметровый снаряд.

Как Яшин сумел дотянуть до аэродрома, так и осталось загадкой.

— На чем же ты, друг ситный, летел? — в изумлении ахнул один из прибежавших на взлетную полосу летчиков. — У тебя же половина крыла вырвана!

http://wio.ru/gal2a/bomb2/il2dmg.jpg



— Полкрыла вырвало, полтора осталось, — спокойно объявил Яшин, оглядев покалеченную машину. А затем убежденно добавил: — Наш «горбатый», он все может!

«Горбатый», как нарекли летчики штурмовик Ил-2, мог если и не все, то очень многое. Это была действительно на редкость живучая машина. Казалось, её без конца можно латать и штопать, а ей хоть бы что! Заправляй баки — и вновь летай на здоровье. Из каких только передряг не выручала она летчиков!..

Тимофей Лядский, с которым мне довелось воевать позже, однажды невольно продемонстрировал на своем «Иле» такое, что все только руками развели.

https://cs5.pikabu.ru/post_img/2015/06/16/3/1434422186_695274796.jpg

Два звена, которые перед тем изрядно потрепали «фоккеры», заходили на посадку. Принимал их комиссар полка Сотников. Поначалу все шло как обычно. Машины, соблюдая порядок, приземлялись одна за другой. И вдруг «Ил» Лядского, не обращая ни на что внимания, словно он над аэродромом один-одинешенек, пошел напролом на полосу.

Сотников сперва даже онемел. Однако чувств своих высказать ему так и не пришлось. Вернее, одно сильное чувство уступило место другому, не менее сильному. Машина Лядского, пробежав по дорожке, встала и… переломилась пополам. И хвост, и носовая часть самолета задрались к небу, а середина просела па грунт.

Лядский вылез живой, невредимый, но какой-то притихший. На белом как мел лице чернели ввалившиеся, измученные глаза.

— Думал… над аэродромом… развалюсь… — растерянно сказал он, как-то странно отделяя друг от друга слова долгими паузами. — Вот и поспешил… малость…

https://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2018/08/25/il-2-sovetskij-shturmovik-ghj-11.jpg

Когда осмотрели самолет «поспешившего» Лядского, на нем обнаружили более двухсот пробоин. Это не считая искореженного стабилизатора и перебитых тросов управления рулями глубины! Дотянуть до своих и сесть на таком решете мог только тот, кто фанатично верил и в себя, и в свою машину".



В фильме ошибочно утверждается, что изначально Ил-2 был одноместным. Нет, Ильюшин создал именно двухместный штурмовик. В одноместный он был превращен личным решением Сталина. Но место стрелка осталось и поначалу в полках даже всовывали палку в прикрывавшую пустое место стрелка фанеру. Трагическая ошибочность решения вскоре была исправлена.

Цельнометаллический двухмоторный штурмовик СССР выпускать в больших количествах был не в состоянии - не хватало авиадвигателей, алюминия, бронестали... ничего не хватало просто в силу того, что страна не была готова к войне подобного масштаба всего через 20 лет после Первой мировой, революций, интервенции и гражданской. Так что Ил-2 был вынужденным компромиссом. Точно так же, как Як-3 вместо Ла-5 и Ил-4 вместо Пе-8 с пятью двигателями.

Вот что писал Растренин: «Если оценивать конкурировавшие машины по современным методикам, то можно сделать неутешительный вывод: на вооружение ВВС приняли далеко не самую удачную из них. Лучшим по боевой эффективности из числа самолетов поля боя, прошедших испытания весной – летом 1944 года, при решении задач авиационной поддержки войск (в обороне и в наступлении) был штурмовик Су-6 АМ-42 с 37-мм пушками 11П. При сопоставимых с Ил-10 летных и маневренных данных «сухой» имел преимущества по своему вооружению и почти в 1,6 раза превосходил «десятку» по боевой эффективности. Однако важным преимуществом Ил-10 перед Су-6 была относительная простота налаживания его массового производства – сказывалась преемственность по технологии и многим принципиальным решениям с Ил-2».

Кстати, главной проблемой Су-6  стало отсутствие двигателей М-71.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/6c/%D0%A1%D1%83-6_%28%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3._%D0%90%D0%9C-42%29.jpg

Экспериментальный штурмовик Су-6 (двиг. АМ-42) с пушками НС-37 на Заводских испытаниях

Береговой, "Три высоты", https://www.libfox.ru/608964-4-georgiy-beregovoy-tri-vysoty.html#book
Растренин О. В. «Летающие танки» Ильюшина. Наследники Ил-2 /О. В. Растренин — «Яуза», 2018 — (Война и мы. Авиаколлекция) ISBN 978-5-04-089216-7, с. 148
https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/shturmovik-il-2-pravda-i-mify
Tags: ВВС, Великая Отечественная, Интересно
Subscribe
promo mikle1 декабрь 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments