Михаил (mikle1) wrote,
Михаил
mikle1

Categories:

Китай и Белоруссия - «железные братья»

Три года назад Александр Лукашенко и Си Цзиньпин подписали совместную декларацию Беларуси и КНР об установлении отношений доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Особое внимание в документе уделено экономическому блоку и продвижению проекта «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). Стали «железными братьями»?

Об успешном сотрудничестве свидетельствуют соглашение о безвизе, работа по созданию китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и участие китайских компаний в ряде проектов. Но главный индикатор изменений  — торговля.

Александр Лукашенко и Си Цзиньпин / Фото: electek.ru

За январь-июль 2018 года товарооборот между двумя странами составил почти 2 миллиарда долларов.  Для сравнения: за аналогичный период РФ и РБ наторговали на сумму в 10 раз больше.

На фоне России меркнут все остальные торговые партнеры Беларуси, в том числе и Китай. То есть разговоры о громадной роли китайцев в развитии белорусской экономики пока что не соответствуют реальному положению дел. Об обратной закономерности не стоит даже упоминать: в списке крупнейших торговых партнеров Китая маленькая восточноевропейская республика находится очень далеко от первой десятки…


По иронии судьбы, в 2016 году, когда Лукашенко и Си Цзиньпин объявили о новом формате сотрудничества, товарооборот между двумя странами по сравнению с предыдущим годом «просел» почти на 20%. Белорусский экспорт сократился с 829 до 488 миллионов долларов. Это стало следствием падения цены на нефть и сырьевую продукцию, в том числе на те группы товаров, которые составляют основу экспортной составляющей Беларуси в торговле с Китаем.

Ситуация 2016 года наглядно продемонстрировала неприятную тенденцию: Беларусь продолжает экспортировать в КНР продукцию с низкой добавленной стоимостью. Основную статью экспорта составляют калийные удобрения, на долю которых в 2015 году приходилось целых 85% общего объема поставок. Для Минска ситуация отнюдь не радужная.

«По сравнению с импортом Китая структура экспорта Беларуси в Китай недиверсифицирована, — пишет аспирант кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета Яо Цзяхуэй. — При этом товары не являются уникальными и имеют аналоги в других странах, что предполагает постоянный анализ позиций конкурентов и осторожность действий в области внешнеторгового ценообразования, где пространство для маневра и повышения цен со стороны белорусских экспортеров или практически отсутствует, или предельно сжато».

Еще одна досадная особенность торговли с Китаем — отрицательное сальдо внешнеторгового баланса.

Китайский импорт в разы превышает белорусский экспорт, который по итогам 2017 года продолжил падать и составил всего 362,7 миллиона долларов. А импорт, напротив, вырос до 2,743 млрд. В итоге отрицательное сальдо в торговле с Китаем достигло 2,381 миллиарда (больше только в торговле с Россией).

В республике утвердили план по экспорту товаров и услуг в Китай на 2017–2020 годы.   Реалистичность соблюдения графика можно поставить под сомнение, но есть еще один непраздный вопрос: за счет какой продукции Беларусь собирается сокращать дефицит внешней торговли с Китаем? Сферу услуг пока вынесем за скобки. Если говорить о товарах, то речь идет об увеличении экспорта тех же калийных удобрений, молочной продукции, мяса.

Возможно, именно правительственная программа поспособствовала заключению в прошлом месяце контракта между Белорусской калийной компанией и китайской корпорацией Sinochem Group на поставку удобрений сроком на пять лет. До 2023 года БКК должна экспортировать в Поднебесную 700 тысяч тонн своей продукции. О проделанной работе отчитываются и в Министерстве сельского хозяйства: в январе-мае этого года экспорт молочной продукции в Китай вырос в пять раз.

А вот поставки в Китай машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур — еще одна важная статья белорусского экспорта — в последние годы сокращаются. Поставки продукции Минского тракторного завода и БелАЗа, как свидетельствует чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в КНР Кирилл Рудый, практически прекратились.

Так что увеличение экспорта в Китай — это только одна из задач, стоящих перед Минском. Немаловажно расширить ассортимент поставляемой продукции.
Фото: 24segodnya.ru

Фото: 24segodnya.ru

Большие надежды Беларусь, как и страны Балтии, возлагает на сотрудничество с Китаем в рамках возрождения «Великого шелкового пути». С 2013 года КНР активно развивает эту инициативу. Маршрут через Казахстан, Россию и Беларусь для Поднебесной является одним из приоритетных. Два года назад Си Цзиньпин в очередной раз это подтвердил: в присутствии лидеров Беларуси и КНР был подписан «Комплекс мер по совместному продвижению строительства концепции "Один пояс и один путь"».

«Беларусь, как известно, взвалила на свои плечи груз масштабной модернизации всей инфраструктуры, — отмечает доцент МГИМО Кирилл Коктыш. — Государство планирует стать серьезным логистическим хабом в рамках мегапроекта "Новый шелковый путь". По сути, белорусы уже выиграли конкуренцию у своих соседей: Польши, Украины и стран Прибалтики».
Фото: marketsignal.ru

Фото: marketsignal.ru

Последние  годы Пекин не только поглядывает на белорусские «ворота» в ЕС, но и начинает их использовать. В мае 2017 года из порта Паньцзинь в Минск вышел первый поезд с 45-ю контейнерами. В том же месяце по другой железнодорожной ветке в белорусскую столицу направился первый состав из порта Яньтянь близ Шэньчжэня. Первый товарный поезд из Китая в Лондон, который преодолел более 12 тысяч километров, также прошел через Беларусь.

Украинские партнеры Китая негодуют, ведь самый короткий маршрут железнодорожного сообщения КНР не только с Лондоном, но и с другими европейскими столицами проходит через Украину. На это уповали киевские власти, когда в 2016 году напросились на участие в реализации проекта «Нового шелкового пути». Планы тогда были грандиозные! В январе Украина сама пустила первый товарный состав в обход России, который за месяц таки достиг пункта назначения — станции Достык на границе Казахстана и КНР. На радостях Михаил Саакашвили назвал это «кошмаром Путина».

Но кошмар на деле оказался комедией. В конце марта стало известно, что из-за отсутствия клиентов распиаренный поезд все еще не вышел в обратный путь. Нет, его все же вернули. Полупустым. И "кошмар" закончился.

С тех пор гонора у киевских чиновников поубавилось, оптимистичные заявления о возможности проложить «Новый шелковый путь» в обход РФ звучат все реже. Воз, как говорится, и ныне там. А Беларусь, Россия и Казахстан в июне поставили транспортный рекорд: по железнодорожному пути из Китая в Европу, который проходит через эти страны, за 2018 год проехал тысячный контейнерный поезд. То есть, более 2 тысяч поездов ежегодно.

Фото: kapital.kz

Фото: kapital.kz

Кстати, Минску реализация проекта «Один пояс и один путь» помогает наладить собственную логистику. «С начала 2018 года из Беларуси в Китай по сухопутному маршруту отправлена тысяча контейнеров с белорусской продукцией. Традиционно грузовые потоки между Беларусью и Китаем идут через порты Черного и Балтийского морей, в основном через Клайпедский. Мы предлагаем альтернативу: сухопутные перевозки ускоренными контейнерными поездами. Это в 2–3 раза быстрее, чем морским транспортом, и в два раза дешевле, чем воздушным», — отмечает первый заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белорусской железной дороги Алексей Евсюк.

Критики сотрудничества с Китаем предупреждают, что на «Новом шелковом пути» Лукашенко может поскользнуться. Это произойдет в том случае, если потоки китайских товаров все же хлынут в Европу по другому маршруту, а белорусская железная дорога окажется невостребованной и нерентабельной. Китай внакладе не останется: Беларусь все равно будет вынуждена возвращать кредиты, которые шли на модернизацию транспортной инфраструктуры.

Ход мыслей у скептиков примерно такой. Но даже они не отрицают, что партнерство Беларуси и Китая в рамках реализации проекта «Нового шелкового пути» обретает конкретные формы. Поэтому у Беларуси как минимум есть шанс ухватить свой кусок большого китайского пирога.



И гораздо больший (и шанс, и кусок), чем у соседей в Киеве.

https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/27092018-zheleznye-bratya-kak-belarus-i-kitay-ukreplyayut-sotrudnichestvo/
Tags: Белоруссия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мелочь, а неприятно

    Комитет по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса США обнародовал во вторник, 7 июля, проект военного бюджета на 2021 финансовый год…

  • Пожар на линии фронта

    На Луганщине на территории двух лесничеств возник пожар. Из-за ветра, сухости и высокой температуры (плюс 38) он распространился на ряд населенных…

  • США плюнули ВОЗ в кошелёк и ООН - в душу

    Вашингтон уведомил ООН, что покинет Всемирную организацию здравоохранения через год − с 6 июля 2021 года. Как заявил официальный…

promo mikle1 december 4, 2013 18:13 18
Buy for 100 tokens
И ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 100 ЖЕТОНОВ. ПОКА СВОБОДНО. Мы же открыли проект http://naspravdi.info, в котором не только материалы топ-блоггеров, но и новости с Украины. Живущие на остатках некогда самой процветавшей республики Союза вынуждены каждый миг переживать за свою жизнь, за своих близких и думать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments